К вечеру четверга на скандальное дело о хищениях в подведомственных Минобороны структурах последовала реакция на высшем уровне. Как сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, Владимир Путин поручил министру обороны Анатолию Сердюкову обеспечить полное взаимодействие по этому делу.
Изъято более трех миллионов рублей, предметы антиквариата, несколько десятков картин, большое количество драгоценностей и ювелирных изделий
«Президент поручил министру обороны обеспечить полное взаимодействие со следствием, которое сейчас ведется», – сказал Песков.
В то же время глава президентской администрации Сергей Иванов, комментируя обыски по этому делу, заявил, что определять виновных должен только суд. «Все остальное – это колебания воздуха и пропаганда», – сказал он журналистам.
Между тем Следственный комитет подвел итоги проведенных в течение дня следственных мероприятий в рамках уголовных дел. Как сообщили в СК, обыски проходили в рабочих кабинетах гендиректоров открытых акционерных обществ «Военторг», «Агропром» и «Красная звезда», входящих в структуру холдинга «Оборонсервис», а также в аффилированных с ним коммерческих структурах.
«Кроме того, проведен обыск в квартире, занимаемой бывшей главой департамента имущественных отношений Минобороны России Евгенией Васильевой. Помимо документов, имеющих значение для дела, у нее изъято более трех миллионов рублей, предметы антиквариата, несколько десятков картин, большое количество драгоценностей и ювелирных изделий.
Помимо этого, обыски были проведены в Москве и Санкт-Петербурге по месту жительства еще шести лиц», – говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
«Одновременно с обысками проведена выемка документов в департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, допрошены должностные лица военного ведомства, а также выполнены другие неотложные следственные действия. Расследование продолжается», – отметили в СК.
«Зарплаты и, самое главное, премии, установленные чиновникам при Сердюкове и в «Оборонсервисе», вполне сопоставимы с суммами, которые изымаются, – сказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Владислав Шурыгин. – Я точно знаю, что премии по итогам года, которые Сердюков выплатил своим помощницам по департаментам, составляли от полумиллиона до трех с половиной миллионов».
Напомним, в четверг утром источник РИА «Новости» сообщил, что к месту проведения обысков у Евгении Васильевой прибыл лично Минобороны Анатолий Сердюков. Некоторые СМИ сообщили, что их связывают не только рабочие отношения, но сколь-нибудь достоверного подтверждения этих сообщений нет. Позднее стало известно, что на заседание правительства Сердюков не явился, прислав вместо себя своего заместителя Николая Панкова. Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова поспешила заявить, что это с ситуацией вокруг подведомственной структуры не связано. «У Сердюкова давно было запланировано мероприятие с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко, в котором он в настоящий момент и принимает участие», – пояснила она, передает «Интерфакс».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, Следственный комитет возбудил пять уголовных дел по фактам мошенничества при реализации недвижимости, земельных участков и акций, принадлежащих ОАО «Оборонсервис».
По данным следствия, должностные лица Минобороны выбирали из имущественного комплекса компании «Оборонсервис» наиболее ликвидные и престижные объекты, участки и акции, в том числе и в Москве. Затем, как правило, в эту недвижимость вкладывались огромные бюджетные средства, и после этого имущество продавалось по существенно заниженным ценам аффилированным с компанией «Оборонсервис» коммерческим структурам. При этом многие объекты недвижимости покупались за счет денежных средств, похищенных у самого же «Оборонсервиса».
«В Темрюкском районе Краснодарского края должностные лица департамента имущественных отношений Минобороны, который возглавляла Евгения Васильева, вначале незаконно изъяли из состава федеральной собственности и передали подведомственному предприятию в аренду земельный участок более чем в три гектара. Затем на нем за счет средств Минобороны был построен загородный комплекс более чем за 300 млн рублей, а впоследствии участок был продан всего за 92 млн рублей», – отмечается в сообщении.
Кроме того, государственный проектный институт, состоящий из комплекса зданий в центре Москвы, был продан по цене на 282 млн рублей ниже рыночной стоимости. Как отмечают следователи, этот институт занимался проектированием объектов в интересах обеспечения обороноспособности страны.
«Еще три здания в самом центре Москвы и земельный участок под ними были проданы за более чем 700 млн рублей, что как минимум на 200 млн меньше рыночной стоимости. А всем известная гостиница «Союз» и земельный участок под ней на Университетском проспекте столицы были проданы всего за 600 млн рублей, что в полтора раза ниже рыночной стоимости», – добавили в СК.
Предварительный ущерб от реализации только восьми объектов недвижимости составил более 3 млрд рублей, заявляют следователи.#{crime}
Представитель Минобороны заявил, что руководство ведомства заинтересовано в объективном расследовании дела о мошенничестве в подконтрольном министерству холдинге «Оборонсервис» и оказывает необходимое содействие следователям.
Позднее Сердюков подчеркнул, что холдинг является самостоятельной коммерческой организацией, имеющей свой устав, регламентирующий ее деятельность по обслуживанию как в интересах Вооруженных сил, так и иных заказчиков.
Заявления Следственного комитета Сердюков назвал «версиями». «Любые публичные заявления о размерах ущерба и причастности к ним конкретных должностных лиц холдинга ОАО «Оборонсервис», которые высказываются до окончания следствия, являются не более чем версиями», – приводит слова министра пресс-служба Минобороны.
Ситуацию вокруг ОАО «Оборонсервис» прокомментировал главный военный прокурор Сергей Фридинский. По его словам, чиновники военного ведомства пытались препятствовать проверке, куда делись деньги от продажи госимущества.
«Мы неоднократно запрашивали сведения о продаже имущества и пытались выяснить, на что были израсходованы вырученные от этого деньги. Однако каждый раз получали ответ: такого учета не ведется, но мы восстановим», – сказал Фридинский.
По его словам, военные прокуроры по каждой проверке привлекали специалистов Счетной палаты России и других контрольно-ревизионных органов. «Никакой заинтересованности в том, чтобы навести порядок в этой сфере, должностные лица Минобороны не проявляли, а соответствующий департамент Минобороны и вовсе пытался чинить всяческие препятствия нам в этой работе», – подчеркнул руководитель ГВП.#{weapon}
В этой связи, отметил он, «за неисполнение требований прокурора и непредоставление соответствующей информации по требованию военной прокуратуры ряд должностных лиц привлечен к административной ответственности». «Собранные в ходе прокурорских проверок материалы были переданы в следственные органы для возбуждения уголовного дела, что и было сделано», – сказал Фридинский.
Главный военный прокурор отметил, что «не хотел бы, пока идет следствие, делать конкретные комментарии, но сама проверка проводилась достаточно долго, еще не все завершено».
«Нам стало ясно, что сложилась порочная система отжима денег из государственной казны через те операции, которые проводились подконтрольными Министерству обороны акционерными обществами. А если говорить по-простому, то схема было следующая: госимущество переводилось в активы акционерных обществ, а затем продавалось по сильно заниженным ценам. При этом разница в ценах исчислялась сотнями миллионов рублей», – отметил Фридинский.
Кроме того, по его словам, «часть проданных зданий по-прежнему использовалась Министерством обороны, при этом новым владельцам перечислялась арендная плата из средств Минобороны».
Главный военный прокурор заявил, что «теперь оценка всем этим фактам будет дана в сфере уголовного судопроизводства».
Указ о создании ОАО «Оборонсервис» был подписан тогдашним президентом Дмитрием Медведевым в сентябре 2008 года. Новая структура объединила девять дочерних акционерных обществ, специализирующихся на самостоятельных направлениях хозяйственной деятельности (субхолдингов в области ремонта авиатехники и вооружения, строительства, торговли, гостиничных услуг, сельского хозяйства и издательского дела).
С созданием ОАО «Оборонсервис» в армию пришло новое понятие – аутсорсинг. Военные чиновники с гордостью рассказывали, что теперь призывникам не придется тратить время на дежурства по столовой, уборку территории и прочие работы по обеспечению жизнедеятельности воинских частей, и всеми хозяйственными вопросами будут заниматься гражданские организации.
Сложилась порочная система отжима денег из государственной казны через те операции, которые проводились подконтрольными Министерству обороны акционерными обществами
«Уже тогда все понимали, что это вранье, а сейчас это подтверждено громадным количеством фактов, – говорит Владислав Шурыгин. – Солдаты как занимались хозяйственными работами, так и занимаются. Есть отдельные части для показухи, куда возят депутатов и которые подаются высшему руководству как витрина реформы – там работают гастарбайтеры, и все сделано. В большинстве же частей состояние с появлением аутсорсинга превратилось из унылого в просто чудовищное. Например, на учениях, когда части выводятся и питаются по аутсорсингу, солдаты вечно голодные, потому что пайки чрезвычайно скудные. И представители аутсорсинговых компаний, не стесняясь, нахально говорят: если мы будем вас хорошо кормить, с чего мы возьмем прибыль?»
«Насколько я помню, была создана компания, которой был передан заказ на стирку белья, причем без всякого конкурса, – продолжил Шурыгин. – За три года Минобороны обязалось выплатить за это порядка пяти миллиардов рублей. При этом договора компаний, которые заключаются внизу, все вместе составляют около двух миллиардов. То есть, три миллиарда просто исчезли. Была также создана фирмочка, которая занимается помывкой личного состава. Раньше личный состав мылся просто в рамках части: были солдатские бани, находившиеся на довольствии частей, и помывка солдата вместе с мыльными принадлежностями обходилась в 10–15 рублей на человека. Теперь наши бизнесмены, получив бесплатно все эти бани, только за включение крана – без мыла, без белья – берут по 50 рублей на человека».
«Нынешний «Оборонсервис» – громадная попильная воровская контора. Я не говорю про еще более чудовищные цифры, например, про конкурс на питание, который выигрывают фирмочки, приближенные к близким друзьям господина Сердюкова. И там речь идет уже о десятках миллиардов рублей, при этом солдат кормят такой гадостью, которой не будут кормить животных. Как в прошлом году в Петрозаводске, когда солдатам начали давать странное мясо, и впоследствии выяснилось, что это буйволятина откуда-то из Аргентины, путешествовавшая до этого по миру 15 или 20 лет. И госпожа, которая возглавляла эту фирму, не моргнув глазом, начала заявлять, что это замечательно, что солдаты едят такую разнообразную пищу.
То, что вскрылось, – это самая верхушка айсберга», – подытожил он.
«Основной удар, конечно, направлен по министру, – сказал газете ВЗГЛЯД председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. – Не зря в СМИ появилась информация, скажем так, личного характера. Но говорить о том, что там не воровали, не приходится – в нашей системе нет такой структуры, где бы не воровали.
Эта история – уже вторая. Недавно был задержан начальник департамента имущественных отношений Минсельхоза».
«Прежде всего, есть конкретные нарушения, – обратил внимание он. – А запущен этот механизм потому, что, во-первых, сложились конфликты различных групп, а во-вторых, есть позиция руководства страны по поводу имущества: недавно было выступление Владимира Путина о том, что надо наказывать за преступления. Но то, что кто-то эту ситуацию использует, – однозначно. Есть генералы, которые мечтают вернуться и вернуть старую систему, есть люди, которые думают, как переделать хозяйственный комплекс Минобороны, есть «семейные» отношения».
По мнению Кабанова, происходящее говорит о том, что шансы Сердюкова остаться в министерском кресле падают.
«Если бы это не было так растиражировано, я бы сказал, что вероятность того, что Сердюков усидит на своем посту, была бы велика. Но сейчас эта вероятность невелика. Принимать решение, естественно, будет президент. Но без санкции президента подобные дела никогда не возбуждаются», – отметил он.