Архаичная система
Те, кто виноват в меньшей степени, не должны гнить за колючей проволокой и становиться опасными для общества
Число «спецконтингента» в РФ снизилось до 650 тыс. человек, заявил в среду, выступая на «правительственном часе» в Госдуме, министр юстиции России Александр Коновалов, сообщает ИТАР-ТАСС.
По данным главы Минюста, количество людей в местах лишения свободы в 2008 году приближалось к 1 млн. И нынешнее снижение числа заключенных в стране Коновалов назвал «очень большим шагом». При этом министр подчеркнул, что такое снижение не являлось первоочередной целью осуществляемой реформы системы исполнения наказаний, отметив к тому же, что количество преступников может вырасти, если правоохранительные органы улучшат качество работы.
Вместе с тем Александр Коновалов признал, что отечественная пенитенциарная система устарела, назвав ее «чудовищно архаичной». По словам министра, она «несет в себе многие черты реминисценции (неявного воспроизведения) еще времен ГУЛАГа, а может быть, и дореволюционной каторги»: «Мы имеем громоздкую, дорогостоящую, допускающую постоянную репродукцию преступности систему исполнения уголовных наказаний, несущую в себе системные риски для безопасности страны», – подчеркнул министр. Одним из главных рисков он назвал «рост асоциально настроенного населения», который происходит из-за «калечащего воздействия» на психику, оказываемого системой исполнения наказаний.
#{smallinfographicleft=427277}По словам министра, одной из острейших проблем в настоящее время становится высокая заболеваемость среди заключенных, порядка 70% которых узнают о том, что болеют туберкулезом или заражены ВИЧ, только после осмотра при поступлении в места отбывания наказания. На этом фоне в тюрьмах и колониях имеется острая нехватка медперсонала.
«Медицина ФСИН сегодня не справляется с тем валом, потоком, если позволите мне применить такой термин, «человеческого материала», который попадает в места лишения свободы», – цитирует Коновалова «Интерфакс».
«Я полностью согласна с Коноваловым относительно калечащего воздействия отечественной пенитенциарной системы на человека», – завила газете ВЗГЛЯД сотрудница центра содействия реформе уголовного правосудия «Тюрьма и Воля» Людмила Альпер. По ее словам, при существующей в настоящее время в тюрьмах системе казарменного пребывания заключенные не могут чувствовать себя в безопасности. «Представьте себе: вы находитесь в казарме, где 100 человек. Все люди очень разные. И если вы кому-то не понравились или у вас возник с кем-то конфликт, вы подвергаетесь большой опасности. Насилие, особенно сексуальное, в тюрьме является способом полной деморализации человека. Это страшнейшая ситуация», – убеждена эксперт.
Направление реформ
Александр Коновалов подчеркнул, что при реформе российской системы исполнения наказаний необходимо, прежде всего, руководствоваться соображениями прагматизма. По его словам, сидеть в заключении должны те, кто опасен для общества, в том числе коррупционеры. К таким категориям граждан Коновалов считает возможным применять самое суровое наказание – вплоть до 50 лет заключения. «Но те, кто виноват в меньшей степени, не должны гнить за колючей проволокой и становиться опасными для общества», – заявил глава Минюста.
С проблемами в сфере здравоохранения за колючей проволокой Коновалов предложил бороться, с одной стороны, привлекая во ФСИН гражданский медперсонал. С другой – решая вопрос о социальном страховании осужденных, которые в настоящее время, «по сути, вычеркиваются из жизни, их практически лечат только за счет бюджета ФСИН».
Еще одной мерой по реформированию системы исполнения наказаний, по мнению Александра Коновалова, может стать улучшение социального обеспечения сотрудников ФСИН. «Люди получают крохотные деньги за такую тяжелейшую работу, работая в отдаленных местах, не имея никакого элементарного комфорта, а подчас не имеют нормальных человеческих условий для обитания. Это, безусловно, очень большая проблема, большой урон для существования системы в целом», – заявил Коновалов, предложив депутатам восстановить льготы для сотрудников ФСИН, которые были отменены с прекращением действия закона «О милиции».
Людмила Альпер в свою очередь считает, что для выправления ситуации в системе исполнения наказаний России необходимо снижать количество заключенных. Другим направлением реформы российской пенитенциарной системы, по мнению представительницы общественной организации, должна стать работа над социализацией тех, кто вышел из мест лишения свободы, отбыв наказание. «В заключении человек теряет способность к социализации. У нас средний срок наказания – восемь лет. Человек выходит и фактически ничего не умеет, он выпадает из общественной жизни, отучается жить нормально. Поэтому надо потратить средства, чтобы его нормализовать. Вплоть до того, чтобы заново учить с людьми нормально разговаривать, здороваться и, конечно, устраивать на работу», – полагает она.
Коррупция
Отдельное внимание в ходе выступления в Думе глава Минюста уделил борьбе с коррупцией. По его мнению, для повышения эффективности работы в этом направлении России нужно перенимать мировую практику.
«Я убежден, что рано или поздно мы будем обсуждать необходимость конфискации in-rem, когда отбирают имущество даже без уголовного процесса, если есть подозрение, что оно нажито незаконным путем, кому бы оно (формально) ни принадлежало – родственникам, друзьям, знакомым», – сказал Коновалов, отметив, что такую меру России активно предлагает Совет Европы.
Глава Минюста призвал депутатов «умно, своевременно и пошагово» двигаться к перлюстрации (раскрытию) доходов чиновников и к полной прозрачности, «в том числе с ограниченным использованием личных средств».
Кроме того, Коновалов сообщил, что в связи с готовящимся вступлением в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Россия должна будет присоединиться к ее антикоррупционной конвенции. Хотя, как признал министр, ряд ее норм не соответствует российскому уголовному законодательству. Минюстом уже подготовлены поправки, которые внесены в Госдуму и в ближайшее время могут выйти из-под пера президента.