Общество

20 сентября 2011, 14:31

Названа причина крушения Ту-154 в Домодедово

Фото: ИТАР-ТАСС

Самолет Ту-154М «Дагестанских авиалиний» в декабре прошлого года разбился при посадке в аэропорту Домодедово из-за ошибочных действий экипажа, заявили во вторник в Межгосударственном авиационном комитете. Лайнер выкатился за пределы ВПП и развалился на три части, поскольку, подлетая к земле на одном двигателе, сильно перекосился вправо.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) во вторник обнародовал причины аварии самолета Ту-154М RA, произошедшей в московском аэропорту Домодедово в декабре прошлого года.

Выкатывание и столкновение с возвышенностью вызвали значительные разрушения самолета, гибель и травмирование людей

Комиссия, проводившая расследование, пришла к выводу, что трагедия произошла вследствие ошибочных действий экипажа при выполнении полета и посадки с одним работающим двигателем, «что привело в инструментальных метеоусловиях к выходу воздушного судна к взлетно-посадочной полосе в непосадочном положении, приземлению самолета на летное поле со значительным перелетом правее ИВПП, выкатыванию и столкновению с земляной возвышенностью».

«Выкатывание и столкновение с возвышенностью вызвали значительные разрушения самолета, гибель и травмирование людей», – говорится в сообщении МАК.

В комитете отмечают, что происшествие обусловили следующие факторы:

– непреднамеренное выключение бортинженером подкачивающих насосов расходного бака при выполнении процедуры ручной перекачки топлива в наборе высоты, что привело к пульсациям мгновенного расхода топлива к двигателям, падению их оборотов, выключению крайних двигателей и проблемам в электропитании самолета в течение 2 минут 23 секунд из-за отказа трех генераторов;

– неиспользование экипажем всех возможностей по восстановлению работоспособности бортового оборудования после восстановления работоспособности генератора № 2 и подключения его, а также генератора ВСУ на бортсеть;

– невыполнение экипажем рекомендаций раздела 5 «Действия в сложных ситуациях», подразделов 5.13 «Полет с двумя неработающими двигателями» и 5.14 «Заход на посадку и посадка с двумя неработающими двигателями» РЛЭ самолета Ту-154М;

#{image=465641}– отсутствие со стороны КВС руководства и распределения обязанностей в экипаже и самостоятельные, не во всех случаях верные действия его членов, недостаточная подготовка КВС в области управления ресурсами экипажа (CRM);

– сложная ветровая обстановка по высотам, которая при фактически исправном бортовом оборудовании и сложностях, которые испытывал экипаж при пилотировании по дублирующим приборам, дополнительно способствовала уклонению воздушного судна от посадочного курса;

– недостаточная профессиональная подготовка как экипажа в целом, так и каждого его члена в отдельности к действиям в аварийных и сложных ситуациях, предусмотренных РЛЭ самолета Ту-154М;

– невыполнение разработанных по результатам расследований инцидентов рекомендаций, направленных на предотвращение ошибочных действий бортинженера, приводящих к непреднамеренному выключению подкачивающих насосов расходного бака в полете.

«Конечно, в обилии выключателей можно что-то не так включить, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД летчик-испытатель, заслуженный летчик России Михаил Марков. – Но на Ту-154 слабаки не летают, там очень опытные люди, которые эти операции делают каждый день и не по разу. Это уровень ошибки начинающего, которого не подпустят к эксплуатации».

«У бортинженера на пульте очень много всего, – продолжил он. – И на топливной системе много переключателей и лампочек, в том числе топливомер. Бортинженеры часто этим пользуются, чтобы поддержать баланс, – хотя автоматика работает, но вручную это оперативнее. Трудно сказать, в каком темпе должен был работать инженер, сколько операций выполнять одновременно, чтобы так ошибочно выключить подкачивающие насосы. Топливная система непростая, любое ошибочное действие чревато тем, что ты можешь двигатель без топлива оставить.

Вообще, у Ту-154 были проблемы с топливными системами, было очень много доработок. Было два случая, когда самолеты сажались с полными баками и с отсутствием топлива в расходных баках».

Эксперт отметил, что выполнение посадки в условиях, в которых оказался экипаж, требует очень большого профессионализма. «Во-первых, они заходили, не видя полосы, – сказал он. – Во-вторых, представьте себе, почти стотонная машина и полторы сотни человек за спиной, психологически это очень непросто. Кроме того, экипажам гражданской авиации не дают тренировок на посадку без двигателей. На мой взгляд, то, что они посадили самолет в таких условиях, говорит о большом самообладании».

При этом Марков скептически отнесся к пунктам о недостаточной подготовке экипажа из отчета комиссии: «Этот штамп всегда будет. Ни один чиновник, который добросовестно или недобросовестно проводил расследование авиакатастрофы, не воздержится от серии штампов: недостаточная подготовленность, недооценка условий, самоустранение командира от контроля. Я вас уверяю, ни одно расследование без этих штампов вы не увидите», – заключил эксперт.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, Ту-154 «Дагестанских авиалиний», выполнявший рейс из Внуково в Махачкалу, совершил аварийную посадку в аэропорту Домодедово 4 декабря прошлого года. При посадке самолет на 400 метров выкатился за пределы взлетной полосы, столкнулся с земляным холмом и развалился на три части. На борту были 163 пассажира и девять членов экипажа. Погибли два человека: брат президента Дагестана и мать судьи Конституционного суда РФ, – более 80 получили ранения различной степени тяжести.

Следственные органы возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»).

В авиакомпании «Дагестанские авиалинии» заявили, что самолет проходил капитальный ремонт в 2009 году.

«Взлетели мы благополучно, – рассказывал бортинженер аварийного самолета Владимир Щекочихин. – Но на высоте 7800 метров резко упало давление топлива. Заглохли два двигателя. Вырубилось электрооборудование. Затем при снижении заглох и третий двигатель. Но ближе к земле один из двигателей снова заработал. Правда, с перебоями. Это позволило мне на высоте 3000 метров запустить вспомогательную силовую установку, которая восстановила энергосистему самолета. Благодаря этому мы сели», – рассказал бортинженер.

При этом он заявлял, что все необходимые системы, в том числе и насос подкачки топлива, он включил. «Как и положено, во время предполетной подготовки я включил насос подкачки топлива и доложил об этом командиру. Если бы я не включил насос, двигатель просто не завелся бы. Все «Тушки» сейчас переведены на автоматическое включение насосов подкачки топлива», – подчеркнул он.

Текст: Анастасия Петрова

Вам может быть интересно

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие
Темы дня

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus

Первые полеты полностью импортозамещенных МС-21 и SJ-100 c отечественными двигателями должны состояться в 2025 году, заявили в Минпромторге. Тем самым Россия покажет Западу, что не только может самостоятельно строить самолеты, но и делать их на 100% из собственных деталей независимо от западных двигателей и комплектующих.

Путин рассказал об ударе «Орешником» по Украине

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник»

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Российские войска уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР

Российские войска уничтожили укрепленный район ВСУ у Макеевки в Луганской народной республике, заняв покинутые позиции, что укрепило их стратегическое положение, сообщил военный эксперт Андрей Марочко.

Россия предупредила США об ударе «Орешника» по Украине за 30 минут

За 30 минут до пуска гиперзвуковой ракеты «Орешник» по Украине Москва предупредила США о нем в автоматическом режиме по линии Российского национального центра по уменьшению ядерной опасности, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Стало известно о панике в Киеве из-за угрозы ударов России

В Киеве и среди украинских военных наблюдается паника из-за угрозы ответных ударов со стороны России, сообщил на канале ABC News австралийский журналист Джон Лайонс.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

Песков: Российские войска выйдут на границы Донецкой области 1991 года

Москва признала ДНР в границах Донецкой области 1991 года, также было принято решение о возвращении республики в состав России в этих границах, российским войскам предстоит выйти на эти границы, сообщил пресс-секретарь президента страны Дмитрий Песков.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?