Общество

20 сентября 2011, 14:31

Названа причина крушения Ту-154 в Домодедово

Фото: ИТАР-ТАСС

Самолет Ту-154М «Дагестанских авиалиний» в декабре прошлого года разбился при посадке в аэропорту Домодедово из-за ошибочных действий экипажа, заявили во вторник в Межгосударственном авиационном комитете. Лайнер выкатился за пределы ВПП и развалился на три части, поскольку, подлетая к земле на одном двигателе, сильно перекосился вправо.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) во вторник обнародовал причины аварии самолета Ту-154М RA, произошедшей в московском аэропорту Домодедово в декабре прошлого года.

Выкатывание и столкновение с возвышенностью вызвали значительные разрушения самолета, гибель и травмирование людей

Комиссия, проводившая расследование, пришла к выводу, что трагедия произошла вследствие ошибочных действий экипажа при выполнении полета и посадки с одним работающим двигателем, «что привело в инструментальных метеоусловиях к выходу воздушного судна к взлетно-посадочной полосе в непосадочном положении, приземлению самолета на летное поле со значительным перелетом правее ИВПП, выкатыванию и столкновению с земляной возвышенностью».

«Выкатывание и столкновение с возвышенностью вызвали значительные разрушения самолета, гибель и травмирование людей», – говорится в сообщении МАК.

В комитете отмечают, что происшествие обусловили следующие факторы:

– непреднамеренное выключение бортинженером подкачивающих насосов расходного бака при выполнении процедуры ручной перекачки топлива в наборе высоты, что привело к пульсациям мгновенного расхода топлива к двигателям, падению их оборотов, выключению крайних двигателей и проблемам в электропитании самолета в течение 2 минут 23 секунд из-за отказа трех генераторов;

– неиспользование экипажем всех возможностей по восстановлению работоспособности бортового оборудования после восстановления работоспособности генератора № 2 и подключения его, а также генератора ВСУ на бортсеть;

– невыполнение экипажем рекомендаций раздела 5 «Действия в сложных ситуациях», подразделов 5.13 «Полет с двумя неработающими двигателями» и 5.14 «Заход на посадку и посадка с двумя неработающими двигателями» РЛЭ самолета Ту-154М;

#{image=465641}– отсутствие со стороны КВС руководства и распределения обязанностей в экипаже и самостоятельные, не во всех случаях верные действия его членов, недостаточная подготовка КВС в области управления ресурсами экипажа (CRM);

– сложная ветровая обстановка по высотам, которая при фактически исправном бортовом оборудовании и сложностях, которые испытывал экипаж при пилотировании по дублирующим приборам, дополнительно способствовала уклонению воздушного судна от посадочного курса;

– недостаточная профессиональная подготовка как экипажа в целом, так и каждого его члена в отдельности к действиям в аварийных и сложных ситуациях, предусмотренных РЛЭ самолета Ту-154М;

– невыполнение разработанных по результатам расследований инцидентов рекомендаций, направленных на предотвращение ошибочных действий бортинженера, приводящих к непреднамеренному выключению подкачивающих насосов расходного бака в полете.

«Конечно, в обилии выключателей можно что-то не так включить, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД летчик-испытатель, заслуженный летчик России Михаил Марков. – Но на Ту-154 слабаки не летают, там очень опытные люди, которые эти операции делают каждый день и не по разу. Это уровень ошибки начинающего, которого не подпустят к эксплуатации».

«У бортинженера на пульте очень много всего, – продолжил он. – И на топливной системе много переключателей и лампочек, в том числе топливомер. Бортинженеры часто этим пользуются, чтобы поддержать баланс, – хотя автоматика работает, но вручную это оперативнее. Трудно сказать, в каком темпе должен был работать инженер, сколько операций выполнять одновременно, чтобы так ошибочно выключить подкачивающие насосы. Топливная система непростая, любое ошибочное действие чревато тем, что ты можешь двигатель без топлива оставить.

Вообще, у Ту-154 были проблемы с топливными системами, было очень много доработок. Было два случая, когда самолеты сажались с полными баками и с отсутствием топлива в расходных баках».

Эксперт отметил, что выполнение посадки в условиях, в которых оказался экипаж, требует очень большого профессионализма. «Во-первых, они заходили, не видя полосы, – сказал он. – Во-вторых, представьте себе, почти стотонная машина и полторы сотни человек за спиной, психологически это очень непросто. Кроме того, экипажам гражданской авиации не дают тренировок на посадку без двигателей. На мой взгляд, то, что они посадили самолет в таких условиях, говорит о большом самообладании».

При этом Марков скептически отнесся к пунктам о недостаточной подготовке экипажа из отчета комиссии: «Этот штамп всегда будет. Ни один чиновник, который добросовестно или недобросовестно проводил расследование авиакатастрофы, не воздержится от серии штампов: недостаточная подготовленность, недооценка условий, самоустранение командира от контроля. Я вас уверяю, ни одно расследование без этих штампов вы не увидите», – заключил эксперт.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, Ту-154 «Дагестанских авиалиний», выполнявший рейс из Внуково в Махачкалу, совершил аварийную посадку в аэропорту Домодедово 4 декабря прошлого года. При посадке самолет на 400 метров выкатился за пределы взлетной полосы, столкнулся с земляным холмом и развалился на три части. На борту были 163 пассажира и девять членов экипажа. Погибли два человека: брат президента Дагестана и мать судьи Конституционного суда РФ, – более 80 получили ранения различной степени тяжести.

Следственные органы возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»).

В авиакомпании «Дагестанские авиалинии» заявили, что самолет проходил капитальный ремонт в 2009 году.

«Взлетели мы благополучно, – рассказывал бортинженер аварийного самолета Владимир Щекочихин. – Но на высоте 7800 метров резко упало давление топлива. Заглохли два двигателя. Вырубилось электрооборудование. Затем при снижении заглох и третий двигатель. Но ближе к земле один из двигателей снова заработал. Правда, с перебоями. Это позволило мне на высоте 3000 метров запустить вспомогательную силовую установку, которая восстановила энергосистему самолета. Благодаря этому мы сели», – рассказал бортинженер.

При этом он заявлял, что все необходимые системы, в том числе и насос подкачки топлива, он включил. «Как и положено, во время предполетной подготовки я включил насос подкачки топлива и доложил об этом командиру. Если бы я не включил насос, двигатель просто не завелся бы. Все «Тушки» сейчас переведены на автоматическое включение насосов подкачки топлива», – подчеркнул он.

Текст: Анастасия Петрова

Вам может быть интересно

Арестованный в США россиянин Винник заключил сделку о признании вины
Темы дня

Россия нанесла удар в Африке по военному престижу США

Американские военные покидают Нигер, их там заменят россияне. На этой неделе контингенты двух стран пересеклись на авиабазе США в Ниамее. Что стало причиной подобного развития событий, в чем заключается особенность американской авиабазы в Нигере и как подобное соседство россиян и американцев отразится на ситуации в этой африканской стране?

Выборы заставляют Париж и Лондон рисковать на Украине

Лондон намерен предложить Киеву столетнее сотрудничество и счел приемлемым удары британским оружием по российской территории. На этом фоне Париж вновь допустил отправку военного контингента на Украину. В Лондоне с этой идеей не согласны, но продолжают сообща работать над созданием новой Антанты. Что это означает для России?

Европа потребовала отчетности от Украины за потраченные деньги

Кандидат в президенты Литвы признал Крым российским

Украинских военных лишили возможности закладывать ломбардам тепловизоры и дроны

Новости

Стали известны детали 14-го пакета антироссийских санкций ЕС

Министр финансов Латвии Арвил Ашераденс в пятницу раскрыл подробности нового 14-го пакета санкций Евросоюза против России.

Зеленский признал расширение наступления ВС России

Украинской армии нужно быть готовой к новому этапу боевых действий, ВС России готовят расширение наступления, заявил украинский президент Владимир Зеленский в пятницу на встрече с пограничниками в городе Хмельницком.

МИД пообещал Дании жесткий ответ за ограничения прохода танкеров с нефтью

Москва даст ответ, если Дания ограничит проход танкеров с российской нефтью через балтийские проливы, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.

Командующий ВС Эстонии предложил странам НАТО заблокировать Балтийское море

Эстония совместно с Польшей, Швецией и Финляндией, которые недавно вступили в НАТО, планирует решать проблему возможной блокады Балтийского моря, заявил командующий Силами обороны Эстонии генерал Мартин Херем.

Прапорщика из Дагестана удостоили звания Героя России посмертно

Дагестанцу Фархаду Худайнатову присвоили звание Героя России посмертно за подвиг в ходе спецоперации, сообщил глава республики Сергей Меликов.

СМИ: Пожар на заводе в Берлине не коснулся производства систем ПВО IRIS-T

Пожар, вспыхнувший на предприятии оборонно-промышленного концерна Diehl Group в Берлине, не затронул процесс производства систем ПВО IRIS-T, которые поставляются, в том числе, Украине, сообщили СМИ.

Агроном рассказал, как дачникам спасти будущий урожай от заморозков

Рассаду в открытом грунте необходимо накрыть на ночь, создав своего рода парник, в теплицу стоит поместить обогреватель, а сад лучше защитить от холода теплым дымом, сказал газете ВЗГЛЯД агроном и специалист в сфере сельского хозяйства Владимир Викулов, комментируя предстоящие заморозки в Москве и Подмосковье.

В Госдуме назвали вероятную дату утверждения премьер-министра России

Государственная дума может утвердить премьер-министра РФ 10 мая, если получит представление от президента России Владимира Путина, сообщил источник в палате.

Москва потребовала от спикера парламента Армении объяснить его антироссийские заявления

Москва ждет от Еревана ответ на обращение российских парламентариев в связи антироссийскими заявлениями спикера парламента Армении Алена Симоняна, обвинившего Россию во «вторжении на Украину», заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Священник объяснил, почему православным не следует оставлять еду на могилах

Русской православной церковью порицается традиция оставлять еду на могилах умерших родственников, а также поминовение спиртным, сообщил священник Александр Ильяшенко.

Илон Маск предупредил об обесценивании долара

Доллар США ничего не будет стоить, если не удастся решить проблему государственного долга страны, заявил американский предприниматель Илон Маск.

Российские войска прорвались в Котляровку Харьковской области

Первая танковая армия Вооруженных сил России прорвала оборону украинских войск в районе Кисловки на Купянском направлении и штурмует Котляровку в Харьковской области, сообщили российские военкоры.
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?