С 1 сентября на территории России устанавливаются девять часовых зон. Новый термин «часовая зона» пришел на смену понятию «часовой пояс». Сокращение же количества часовых поясов с 11 до девяти произошло еще в марте прошлого года, когда россияне в последний раз перевели часы на летнее время. В связи с этим во многих регионах уменьшилась разница с московским временем. Так, например, в самых дальних от столицы зонах – на Камчатке, в Магадане и на Сахалине – к московскому времени теперь прибавляются 8 часов.
Если говорить о Калининградской области, то она может войти в «московскую» часовую зону, если выступят с такой инициативой
Однако в ближайшее время грядут новые изменения: с 2.00 30 октября 2011 года предлагается перевести Приморский край и Республику Саха (Якутия) в седьмой часовой пояс (плюс 6 часов к московскому времени), а Иркутскую область – в пятый часовой пояс (плюс 4 часа к московскому времени). На сегодня в этих регионах пока разница по времени с Москвой больше на один час.
Отметим, что на данный момент в первой часовой зоне располагается только Калининградская область, которая живет в минус одном часе от Москвы. Еще одной «единоличной» зоной является шестая – в ней размещается только Бурятия (плюс 5 часов к московскому времени). Самой многорегиональной получилась вторая часовая зона. В нее входят 50 субъектов России, в том числе Москва и Санкт-Петербург.
«Сейчас есть некоторые предложения в отношении заключительного этапа дальнейшей реформы исчисления времени в Российской Федерации. По-видимому, они будут решаться в течение ближайших месяцев потому, что очень важно, чтобы к моменту обычного перевода стрелок, которого в этом году не произойдет, мы должны были подойти к той или иной окончательной модели конфигурации системы часовых зон в России. Никаких критических решений в этом отношении принято не будет. Речь идет только о тех уточнениях, которые могут касаться регионов Дальнего Востока, Якутии, Сибири». После принятия соответствующего федерального закона летом этого года и отмены сезонного перевода стрелок в стране зафиксировано 9 часовых поясов сложилась, на наш взгляд, оптимальная по многим показателям система районирования регионов России по принадлежности к тем или иным часовым зонам. Часовые зоны – это тоже новое понятие, введенное для обозначения группы регионов, объединенных единством времяисчисления. - рассказал газете ВЗГЛЯД замдиректора Института географии РАН Аркадий Тишков.
В интервью газете ВЗГЛЯД профессор подчеркнул, что для еще большего сокращения часовых зон возможностей теоретически нет. Но, если говорить о Калининградской области, то она может в перспективе войти в «московскую» часовую зону, если местные законодательные органы выступят с такой инициативой. «Это касается и других регионов, которые захотят войти в тот или иной часовой пояс. Согласно Конституции Российской Федерации, если какой-либо регион выступает с такой инициативой, то Правительство может принять решение по предложению регионального законодательного собрания», - добавил Тишков.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в ноябре 2009 года Дмитрий Медведев в рамках послания Федеральному собранию затронул вопросы времени. В частности, он предложил обсудить целесообразность перехода на летнее и зимнее время и рассмотреть возможность сокращения количества часовых поясов в РФ. Президент напомнил, что Россия простирается на 11 часовых поясах и «традиционно привыкла гордиться их количеством, потому что это казалось нам яркой иллюстрацией величия нашей Родины».
Однако основным популяризатором идеи сокращения числа часовых поясов в России является депутат законодательного собрания Приморского края, ректор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) профессор Геннадий Лазарев.
В конце октября 2009 года на сайте возглавляемого им вуза появилось следующее обращение: «У нас рабочий день заканчивается, когда в Москве начинается. Это неудобно ни для нас, ни для Москвы. А если мы возьмем крайние точки Российской Федерации – Калининград и Камчатку, то разница между ними составляет 11 часов, о какой связи между этими регионами вообще можно говорить?»
В марте прошлого года изменить свои часовые пояса изъявили желание в Самаре и на Чукотке. Региональные власти объяснили это тем, что в обоих случаях от перемены часового пояса на один час в сторону московского времени регионы получают ощутимые удобства. Исчезновение в Самаре разницы с московским временем серьезно облегчает транспортные, логистические и административные отношения со столицей. А Чукотка будет находиться в одном часовом поясе с более населенной Магаданской областью.
Но в этих регионах появились как сторонники этой идеи, так и ее противники. Например, сотрудники чукотского филиала Северо-восточного НИИ выступили против нововведения. «Чукотка является приполярной зоной, полярная ночь в отдельных районах округа длится несколько месяцев, так же, как и полярный день, – аргументируют они. – Через территорию Восточной Чукотки проходит линия перемены дат. Смена временного пояса скажется на здоровье и производительности труда жителей», – опасаются ученые.
Медики разделяют эту тревогу. Так, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН Владимир Ковальзон заявил газете ВЗГЛЯД, что внутренние биологические часы человека – очень сложный механизм, при таких перепадах во времени его работа серьезно нарушается. «Смещается буквально все – от режима сна и питания до гормональных циклов. Тяжелее всего это переносят дети, инвалиды и люди с сердечной недостаточностью», – подчеркнул он.