Во вторник Генпрокуратура сообщила о передаче в следственный департамент МВД России материалов проверки, проведенной надзорным ведомством по факту хищения из бюджета средств, предназначенных для реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)».
В ходе проверки были получены данные, свидетельствующие о хищении части этих средств путем обмана или злоупотребления доверием
«Путем создания схем из многочисленных фирм-посредников почти на 270 млн рублей была завышена стоимость программно-технических средств, приобретенных Минкомсвязи России через ОАО «Ростелеком» в рамках государственного контракта. За приобретенное оборудование Минкомсвязи России заплатило 653 млн рублей при его фактической стоимости 383 млн рублей», – говорится в сообщении, размещенном на сайте Генпрокуратуры.
Как отмечают в надзорном ведомстве, Минкомсвязи России заключило с ОАО «Ростелеком» государственные контракты стоимостью более 2 млрд рублей на выполнение работ в рамках программы. «В ходе проверки, проведенной Генеральной прокуратурой РФ в Минкомсвязи России и ОАО «Ростелеком», были получены данные, свидетельствующие о хищении части этих средств путем обмана или злоупотребления доверием», – отмечают прокуроры.
Кроме того, Генпрокуратурой установлено, что с одним из основных поставщиков оборудования совершались сомнительные операции, связанные с перечислением денежных средств в сумме 150 млн рублей на счета оффшорной компании. «При этом Генпрокуратурой обнаружено наличие конфликта интересов у лиц, работавших в ОАО «Ростелеком» и в коммерческой структуре, осуществлявшей закупку оборудования в рамках ФЦП «Электронная Россия», – добавили в ведомстве.
Также Минкомсвязи России перечислило 10 млн рублей Ростелекому за выполнение научно-исследовательских работ по теме «Проведение экспертизы реализации государственной программы создания в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», которые фактически обществом не выполнялись. Отчет об их выполнении полностью состоит из материалов, ранее подготовленных Минкомсвязи в рамках осуществления возложенных на него функций.
«В связи с этим Генеральная прокуратура направила материалы проверки в следственный департамент МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере»)», – заключили в Генпрокуратуре.
Напомним, распоряжение о разработке ФЦП «Электронная Россия» было подписано в феврале 2001 года тогдашним главой правительства РФ Михаилом Касьяновым. Вскоре после этого на рассмотрение коллегии Минэкономразвития России была представлена ее первоначальная версия. Через год – после многочисленных согласований с различными ведомствами, консультаций с деловым и экспертным сообществом – программа была одобрена.
В числе основных целей «Электронной России» были заявлены: создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечение прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также расширение подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей.
Пять лет назад издание «Бюджет.ру» сообщало, что общий бюджет программы был определен в 76 150 млн рублей (в ценах на 2002 год). При этом финансирование предполагалось производить в три этапа: на первом (2002 год) выделить 6632 млн рублей, на втором (2003–2005 годы) – 23 307 млн рублей, на третьем (2005–2010 годы) – 46 210 млн.
Однако вскоре возникла общая для всех целевых программ проблема недофинансирования: «Электронная Россия» получала только 10–20% от запланированных средств. Так, в 2005 году на реализацию мероприятий ФЦП были выделены 2200 млн рублей, в 2006 году – порядка 1000,5 млн.
Издание также отмечает, что ряд проблем программы были замечены уже в первые годы ее реализации. Поскольку многие проекты дублировали друг друга, за разработку одинаковых информационных систем для разных ведомств государство нередко платило и дважды, и трижды. Переплачивать приходилось и в силу небольшого числа поставщиков ИКТ-решений для государственных нужд (частному сектору подобные разработки обходились гораздо дешевле).