«Генеральной прокуратурой РФ организована проверка по фактам падения космического корабля «Прогресс М-12М» и невывода на орбиту космического аппарата «Экспресс-АМ4», – говорится в сообщении, опубликованном на сайте ведомства в четверг.
Генпрокурор поручил прокурору комплекса «Байконур» провести проверку исполнения законодательства при производстве космических аппаратов и их запуске
В надзорном ведомстве напоминают, что за короткое время в России произошли сразу два серьезных инцидента с космическими аппаратами: «18 августа 2011 г. с космодрома Байконур был осуществлен пуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и космическим аппаратом «Экспресс-АМ4».
В ходе полета орбитального блока произошел сбой в системе управления разгонного блока, в результате чего космический аппарат не был выведен на расчетную орбиту.
Позднее, 24 августа, с космодрома Байконур был произведен пуск ракеты-носителя «Союз-У» с грузовым транспортным кораблем «Прогресс М-12М». Однако при пуске аварийно отключились двигатели установки ракеты-носителя. В результате произошло падение космического корабля «Прогресс М-12М» на территории Республики Алтай».
По указанным фактам Генеральная прокуратура Российской Федерации организовала проверку. «Генеральный прокурор России поручил прокурору комплекса «Байконур» провести проверку исполнения законодательства при производстве космических аппаратов и их запуске, с привлечением специалистов установить причины сбоя при пусках ракет-носителей и дать правовую оценку действиям должностных лиц, – уточняют в надзорном ведомстве. – Ход и результаты проверки контролируются Генеральной прокуратурой Российской Федерации».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в настоящее время специалисты самых разных профильных ведомств работают на месте предполагаемого падения обломков космического грузовика «Прогресс» – границы Чойского и Турачакского районов Республики Алтай, правда, операция осложнена погодными условиями.
Утром в четверг глава Чойского района Александр Борисов заявил, что в результате ЧП никто из людей на земле не пострадал (ранее главный лесничий области сообщал, что в предполагаемом месте падения обломков могли находиться десять лесозаготовителей, а также группы сборщиков орехов и черники). «Пострадала только природа, но насколько сильно – предстоит выяснить», – приводил его слова ИТАР-ТАСС.
Однако позднее жители села Каракокша – ближайшего к месту ЧП – заявили, что близ предполагаемого места падения обломков находится много людей – тех, кто ушел в тайгу собирать орехи, ягоды и травы. «Никто в нашем селе (в Каракокше) не обходил по дворам, не интересовался, ушел ли кто-то из членов семьи в тайгу или все на месте. А при этом примерно в 25–30 километрах от эпицентра падения должно находиться много людей. Чуть ли не половина наших жителей сейчас в тайге, потому что в этом году очень хороший урожай ореха», – цитирует РИА «Новости» одного из местных жителей.
Как уточнил представитель администрации Каракокшинского сельского поселения, в этом населенном пункте проживает около 1,5 тысячи человек, но он в свою очередь заверил: данные о том, будто близ места ЧП находится около половины местных жителей, «сильно преувеличены». «Просто люди напуганы, никто не знает, что и где упало, отсюда такие разговоры», – пояснил он и добавил, что люди в поселке все-таки крайне недовольны тем, что ступени ракетоносителя упали именно в этих местах. «Сразу после пуска каждый раз идет дождь. И если есть какие-то вредные или опасные вещества, они с этим дождем попадают к нам», – сказал он.
Вопрос об экологических последствиях сейчас действительно стоит остро. На заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям в Республике Алтай была озвучена информация о том, что ракетное топливо от космического грузовика «Прогресс» могло попасть в реки Алтая – Катунь и Бию, причем последняя впадает в реку Обь, которая является основным источником питьевой воды для многих сибирских городов.
Роспотребнадзор уже приступил к исследованию проб речной воды – пока токсичных веществ не выявлено. А в пресс-центре МЧС РФ по краю заявили, что токсическое заражение вряд ли возможно. «Сотрудники МЧС по Алтайскому краю связывались с Роскосмосом специально для того, чтобы проверить информацию о том, могла ли произойти утечка топлива в наши реки. В Роскосмосе нам заявили, что никаких опасных грузов, в том числе и топлива, на борту не было», – приводил «Интерфакс» сообщение пресс-центра.
Тем не менее источник агентства в ракетно-космической отрасли заявил, что в баках грузового корабля «Прогресс М-12М», обломки которого упали на территории Республики Алтай, находилось более полутора тонн токсичного топлива: «Баки корабля были заправлены одной тонной амила и более 500 килограммами гептила. В сумме это свыше полутора тонн высокотоксичного топлива. Какое его количество могло сгореть при взрыве на земле, а какое попало в почву, сейчас сказать невозможно», – признался он.
В свою очередь другой источник в отрасли заверил РИА «Новости», что, скорее всего, опасное топливо сгорело в плотных слоях атмосферы Земли. «Груз гептила доставляется рейсом каждого космического грузовика «Прогресс». Авария «Прогресса М-12М» произошла на 325-й секунде полета ракеты-носителя. Это означает, что транспортный корабль, скорее всего, сгорел вместе со всеми своими грузами во время прохождения плотных слоев атмосферы Земли, а ряд СМИ просто заостряет внимание на этом вопросе, создавая необоснованный ажиотаж», – сказал он.
Главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко, подчиненные которого продолжают следить за ситуацией, также полагает, что оснований для паники нет. «Мы ведем мониторинг на территории Алтайского края и Республики Алтай. На сегодня, по данным контроля за водой, в районе водосбора рек, протекающих в месте падения «Прогресса», нет никаких превышений и даже нет следов гептила», – сообщил он.
Кроме Генпрокуратуры сложившейся ситуацией в космической отрасли озаботились депутаты Госдумы.
«Депутаты, безусловно, уделяют ситуации в отрасли самое пристальное внимание. Понятно, что освоение космического пространства всегда было и будет связано с особым риском. Вместе с тем сегодня есть закономерный вопрос: последние неудачные запуски – это показатель системных проблем или роковое стечение обстоятельств?» – заявил в четверг председатель палаты Борис Грызлов, напомнив, что за последние девять месяцев при различных обстоятельствах Россия потеряла шесть космических аппаратов.
По мнению Грызлова, нужно во всем досконально разобраться – профессионально и без эмоций. «Считаю, что эти вопросы депутатам нужно поднять в ходе осенней сессии. Мы обсудим их вместе с представителями правительства, в том числе в рамках «правительственного часа», – заключил он.