Общество

Олег Смирнов
доктор медицинских наук, профессор

«Жуковский – особое место»

16 августа 2011, 22:45

Фото: РИА "Новости"

Президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян заявил во вторник, что строительство в подмосковном Жуковском Национального авиационного центра начнется в следующем году.

Интеллект наших конструкторов позволяет сделать не обычный самолет, а лучший самолет в мире

«В следующем году мы планируем приступить к развертыванию работ по созданию здесь инженерных, производственных мощностей, которые будут аккумулировать активность ОАК по целому ряду направлений. Здесь будет сосредоточено большое количество конструкторских и других важных ресурсов», сказал Погосян.

По его словам, уже в 2013 году можно будет рассказать о том, «когда будут сданы в эксплуатацию первые объекты и как будет развиваться создаваемая инфраструктура». «Разработанная несколько лет назад, эта программа будет носить поэтапный характер. Сейчас детализируется план ее реализации. Наряду с этим будут реструктурированы московские площадки», отметил глава ОАК.

О том, что может дать российскому авиапрому создание такого центра, и с какими трудностями придется столкнуться при строительcтве, газете ВЗГЛЯД рассказал президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер Гражданской Авиации», заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

ВЗГЛЯД: Олег Михайлович, как вы оцениваете планы по созданию Национального авиационного центра в Жуковском?

По мнению Олега Смирнова, авиационный центр изменит ситуацию в авиастроении лишь при выполнении ряда условий (Фото: dic.academic.ru)

Олег Смирнов: Замысел был внешне привлекателен: объединяются научные подразделения, усилия всех конструкторских бюро, создается предприятие, где изготавливаются первые экземпляры изделий, а потом уже серийное производство передается на завод.

Жуковский – особое место. Первые экземпляры самолетов взлетали обычно там.

ВЗГЛЯД: Какие организации войдут в структуру Национального авиационного центра?

О.С.: Пока об этом сложно рассуждать. На государственном уровне состоялось решение. Прорабатывать конкретные вопросы должно Министерство промышленности и торговли. Пока я не видел документа, который описывал бы все подробности.

Должна быть «дорожная карта», где были бы поэтапно определены пути следования к цели, определены сроки, ответственные лица. Такой «дорожной карты» я не видел. Очевидно, раз Погосян взялся, то он понимает, как современный бизнесмен, что надо делать.

Центр предназначен именно для Объединенной авиастроительной компании. Это и будет центр объединенного авиастроения – объединение всех сил, средств и мощностей, чтобы прекратить дальнейшую деградацию нашего авиастроения.

Авиационный центр станет, по сути, материальной и интеллектуальной базой ОАК.

ВЗГЛЯД: В какую сумму может обойтись создание такого центра?

О.С.: Пока это дорого обходится объединяемым КБ, у которых отчуждают здания и сооружения в Москве. Для них цена очень дорогая, это, по сути дела, развал этих КБ. А дальше надо будет подготовить инфраструктуру в Жуковском. Взлетно-посадочная полоса там одна из лучших в стране, но на нее же не посадишь все эти учреждения. Для них нужны и специализированные офисные конструкторские мощности, и производственные мощности, и оборудование.

Кстати говоря, этот центр обречен на то, чтобы переходить на новое конструирование. Во всем мире давно используются компьютерные технологии, от того конструирования, которое было у нас, весь мир уже ушел. Но, поскольку это требует серьезных средств, кадров и обучения, мы пока так и не пришли к этому. А там обязательно это должно быть. Значит, нужны будут новые люди, новое обучение, новые компьютерные системы, причем такие компьютеры, что у нас таких в стране раз-два и обчелся. Надо организовать первоначальное производство. Это значит, надо построить мини-завод со своими цехами, со своими новейшими технологиями, которые надо купить, потому что у нас таких нет, с новым своим оборудованием, которого у нас тоже нет – не выпускают, потому что у нас однобокая экономика. Все это стоит приличных денег.

Думаю, Погосян, как опытный человек, подсчитает бюджет и объявит об этом. Думаю, эти цифры уже известны, но они пока не опубликованы, потому что суммы весьма значительны.

ВЗГЛЯД: Какие условия необходимы, чтобы с появлением Центра ситуация в российском авиастроении кардинально изменилась к лучшему?

О.С.: В первую очередь, если не разворуют выделенные средства, и будет установлен жесткий контроль, объединение интеллекта и новейших технологий.

Есть еще два необходимых условия: во-первых, в тот момент, когда у наших КБ будут отбирать недвижимость, важно не потерять последние «мозги» во время переезда. А во-вторых, во главе этого дела должен стоять не «эффективный менеджер», а профессионал, честный и порядочный человек.

Если хоть одно из этих условий не будет выполнено, все опять кончится, как обычно.

ВЗГЛЯД: Как будет выглядеть этот результат, при выполнении тех условий, которые вы назвали?

О.С.: Интеллект наших конструкторов позволяет сделать не обычный самолет, а лучший самолет в мире. Что такое конкурентный самолет? Это когда на него посмотрят и скажут: «Да пошел он, этот Boeing, Airbus и прочие, конечно, я возьму вот этот». Иначе какой смысл это все городить было?

Весь мир аплодировал нашему авиастрою. Давайте вспомним: Ил-62 – первый самолет такого класса, который абсолютно спокойно со 120 пассажирами на борту пересекал любой океан земного шара без посадок. Не было таких самолетов в этот момент. Потом был сверхзвуковой самолет Ту-144, который первым в мире начал осуществлять пассажирские перелеты. Таких самолетов, как Ту-134, Ту-154, Як-40, Ан-12 не было в соответствующих классах нигде в мире. Таковы были наши возможности. Самолеты, которые сейчас списываются, эксплуатировались по полвека. Это говорит о надежности.

Но, повторюсь, для того, чтобы наши конструкторы создали новые самолеты, которых нет нигде в мире, необходимы определенные условия. Если коррупция будет продолжаться, мы вообще ни в чем прогресса не достигнем, даже в выпуске буханки хлеба. Коррупция уже пожирает нас с вами, не жуя.

ВЗГЛЯД: Ваши прогнозы в связи с созданием центра в большей степени оптимистичны или не очень?

О.С.: Как и любой «небожитель», я по жизни оптимист. Но как можно быть оптимистом, зная следующие цифры: в прошлом году 83% пассажирооборота мы выполнили на самолетах западного производства. По нашим подсчетам, в этом году будет 90%, а дальше уже маячит число 100. Мы практически полностью переводим регулярные полеты на западную технику, абсолютно потеряв способность выпускать самолеты тысячами, как мы это делали многие десятилетия.

Текст: Роман Крецул

Вам может быть интересно

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр на Донбассе
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?