Общество

Игорь Маликов
замначальника летного испытательного центра

«Ответственность ложится на экипаж»

21 июня 2011, 13:40

Фото: РИА "Новости"

В понедельник поздно вечером пассажирский самолет Ту-134 авиакомпании «Русаэро» рейсом из Москвы в Петрозаводск разбился, не долетев до аэродрома. Фюзеляж самолета развалился при ударе о землю, после чего самолет загорелся. По последним данным, в результате крушения самолета погибли 44 человека, восемь пострадали. На борту потерпевшего крушение самолета находились 52 человека.

#{image=528253}Представитель СК РФ сообщил, что по факту крушения в Карелии самолета Ту-134, выполнявшего рейс Москва – Петрозаводск, возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта»). Рассматриваются все версии, в том числе человеческий фактор. Следователи изъяли всю документацию по разбившемуся самолету.

Позже стало известно, что разбившийся в Карелии самолет, возможно, садился в условиях тумана и при отключенной подсветке взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта, сообщили во вторник утром в контакт-центре перевозчика. Источник в республиканском МЧС усомнился в поломке всех посадочных огней.

Игорь Маликов считает, что вероятность вины экипажа в авиакатастрофе под Петрозаводском высока (фото: testpilot.ru)

Гендиректор аэропорта в Бесовцах Алексей Кузмицкий сообщил, что самолет Ту-134, заходя на посадку, оборвал линию электропередачи.

О возможных причинах падения самолета в Петрозаводске рассказал газете ВЗГЛЯД заместитель летного испытательного центра заслуженный летчик-испытатель Герой России Игорь Маликов.

ВЗГЛЯД: Игорь Иванович, на ваш взгляд, что могло послужить причиной падения самолета?

Игорь Маликов: В данном случае причиной могли послужить плохие метеоусловия, но и человеческий фактор исключать нельзя. Дело в том, что при плохих метеоусловиях и при ошибке экипажа самолеты всегда падают на расстоянии от одного до трех километров от полосы. Я считаю, что именно так в Карелии и получилось. Так же было и при падении самолета с польским президентом на борту.

ВЗГЛЯД: А в самолетах есть оборудование, которое помогает пилотам при посадке при плохих метеоусловиях?

И. М.: К сожалению, наши самолеты и аэродромы не приспособлены для посадки в критичных и очень жестких метеоусловиях. Тем более при нулевой видимости. Каждый самолет имеет свой определенный метеоминимум, например 60 на 800 метров (60 метров нижний край, 800 метров видимость). И так же летчик, экипаж имеет свой допуск на метоусловия. Если условия ниже, например нижний край 30 метров или вообще туман, то, конечно, экипаж не может выполнить такую посадку, ее нужно делать в автоматическом режиме. Ту-134, к сожалению, не приспособлен, чтобы садиться при нулевой видимости и тумане. Вся ответственность ложится на экипаж.

ВГЛЯД: Что должен был сделать летчик, в случае если понимал, что при таких метеоусловиях посадка будет крайне сложной?

И. М.: Есть определенная высота для принятия решения. Если в этот момент летчик не наблюдает ВПП и понимает, что не сможет справиться, то он должен уйти на второй круг и совершить полет на другой аэродром. Ведь летчики могли запросить разрешения посадки в аэропортах Пулково или Питера, где хорошие метеоусловия и которые находятся недалеко от Петрозаводска.

ВЗГЛЯД: Как могло произойти, что самолет зацепил линии электропередачи, ведь их не размещают вблизи взлетно-посадочных полос?

И. М.: Да, конечно, вокруг аэродрома не строят никаких высоких вещей. Но одной из версий произошедшего было то, что посадочная полоса была выключена. Как такое могло произойти, мне совершенно непонятно, это очень некорректная ситуация. Если действительно так все и было, то летчик мог принять автостраду за ВПП. Такие случаи были в жизни. И соответственно, если рядом с автострадой шла линия электропередачи, то, конечно, он мог ее задеть, даже не понимая, что это.

ВЗГЛЯД: Можно ли обвинять службы аэропорта в случившейся катастрофе?

И. М.: Каждый аэропорт должен быть оборудован специальными средствами для посадки. Но если учесть, что это был центральный аэропорт, то наверняка был оборудован всеми положенными средствами. Аэропорт тоже сертифицируется, имеет определенные допуски, определенные допуски для руководства полета, для людей, которые управляют воздушным движением в районе аэропорта.

ВЗГЛЯД: Из-за таких аварий все чаще заходят разговоры о том, что Ту пора перестать эксплуатировать?

И. М.: Ту-134 – достаточно надежные самолеты. И винить технику во всех катастрофах не стоит. Ту можно еще использовать, если у них есть определенный ресурс. Постепенно их спишут, просто сейчас нет замены.

Текст: Елена Сидоренко

Вам может быть интересно

Новая госпрограмма вооружения включила ИИ в приоритетные направления
Темы дня

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

Как будут освобождаться оставшиеся города Донбасса

«Вскрытием этого "крепкого орешка" предстоит заниматься нашей армии в следующем году. Если, конечно, Владимир Зеленский добровольно не выведет войска из ДНР», – так эксперты описывают задачу ВС России в районе Дружковско-Краматорско-Славянской агломерации. Какие цели преследует противник и как будет выглядеть освобождение последних вражеских «фортеций» в ДНР?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Российские войска освободили Косовцево в Запорожской области

Подразделения группировки войск «Восток» продолжали продвижение вглубь обороны противника и освободили Косовцево. Кроме того, за неделю они освободили Андреевку в Днепропетровской области и Заречное в Запорожской области.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Китай предостерег Японию от милитаризации

Япония отказывается от курса мирного развития и все больше уходит в сторону милитаризации, заявил официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь на брифинге.

Банк России представил обновленную тысячерублевку

Новые банкноты номиналом 1000 рублей появятся в обращении постепенно, этот процесс может занять от одного года до полутора лет, сообщил заместитель председателя Банка России Сергей Белов.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Путин заявил о кратном увеличении производства востребованных вооружений

Производство наиболее востребованной в ходе СВО продукции, включая боеприпасы и бронетехнику, с 2022 года увеличилось кратно в 2025 году, заявил президент Владимир Путин на совещании по рассмотрению основных параметров проекта государственной программы вооружения.

Генсек НАТО не увидел причин для ЕС создавать независимую от США оборону

Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте сообщил, что не видит повода для того, чтобы Евросоюз становился оборонительно независимым от США.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

В ЕС собрались ограничить полномочия будущих новых членов

Европейская комиссия разрабатывает инициативу, которая позволит ограничивать полномочия вступивших в ЕС стран при отступлении от демократических ценностей, пишет Politico.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов