Президент Медведев заявил в среду, что Россия передала Евросоюзу проект соглашения об отмене визового режима. «Пусть это будет первым камнем в фундамент решения об отмене визовых ограничений», – прокомментировал он.
#{smallinfographicright=255830}«Наша страна к решению этой задачи готова. За нами дело не станет. Нам проще, мы одна страна, Евросоюз – это 27 стран. Мы передали партнерам наш проект соглашения об отмене визовых требований для граждан России и Евросоюза. Надеюсь, что наши европейские партнеры его изучат и мы будем двигаться дальше», – сказал Медведев на пресс-конференции по итогам саммита Россия – ЕС в Ростове-на-Дону.
Медведев отметил, что России ничего не мешает отменить визовый режим в отношении ЕС хоть завтра. «Мы считаем, что степень готовности российского общества к тому, чтобы принимать европейцев без виз, контролировать самые разные процессы, связанные с этим, в настоящее время весьма и весьма высока», – сказал президент, передает РИА «Новости».
«У нас есть техническая сторона, необходимая для этого, есть и соответствующий набор соглашений, над которыми мы работаем, включая соглашения, которые касаются судьбы тех, кто приезжает с нарушением законодательства и их последующей высылкой», – отметил он. «Мы понимаем те трудности, с которыми сталкиваются наши европейские партнеры. Мы понимаем необходимость разъяснения тех или иных позиций. Есть отдельные позиции, которых придерживаются государства – участники ЕС», – отметил президент.
«На мой взгляд, это все же связано с нашей историей в большей степени, чем с реальной ситуацией, потому что никаких угроз с точки зрения безопасности отмена виз не содержит, но есть собственные представления о том, когда это делать, в отношении каких государств, как быстро делать. Эти представления разные у разных стран, входящих в ЕС», – заявил он. По словам Медведева, Россия «особых волнений» не проявляет. «Мы считаем, что это внутреннее дело Евросоюза, как выстроить эту работу. Но в свою очередь я сказал нашим партнерам, что, если что-то потребуется с нашей стороны, мы готовы работать и в двустороннем порядке», – сказал глава государства.
Позднее постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов пояснил, что содержит в себе документ, о котором говорил президент. «Проект соглашения предусматривает отмену виз для граждан России и Евросоюза при взаимных поездках. Речь не идет, конечно, о свободе передвижения, которой пользуются граждане ЕС, с использованием социальной инфраструктуры и права на работу», – пояснил он. По его словам, речь идет о краткосрочных поездках, о режиме, который ничем не отличается от того, которым пользуются «граждане примерно полусотни других стран во взаимоотношениях с Евросоюзом». «Это тот режим, который без всяких проволочек был предоставлен гражданам ряда Балканских стран, и тот же самый, по поводу которого несколько дней назад утвержден мандат на переговоры с Албанией, Боснией и Герцеговиной», – сказал российский дипломат. «Я сильно сомневаюсь, что у ЕС есть основания испытывать большие опасения в отношении российских граждан, чем граждан упомянутых стран», – добавил он.
Между тем директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Владимир Воронков сообщил в среду, что помимо переговоров о безвизовом режиме стороны также ведут переговоры об облегчении визового режима. «Сейчас ЕС выдает паспорта с очень короткой визой от нескольких дней до одного года, хотя Шенген допускает пятилетний период, что, в общем-то, более удобно в пользовании», – сказал он.
«Это тоже займет какое-то время, поскольку со стороны ЕС предлагается не сразу выдавать пятилетние визы, а выдавать сначала короткую визу до одного года, и если человек за этот год проявляет себя как добропорядочный и законопослушный гражданин, то в следующий раз ему уже выдадут пятилетнюю визу», – пояснил директор департамента.
Воронков высказал уверенность, что отмена виз между Россией и Евросоюзом приведет как минимум к удвоению числа россиян, посещающих страны ЕС.
«Мы делали такие грубые прикидки, судя по доходам населения, минимум в два раза бы увеличится поток туристов», – сообщил он, добавив, что рост турпотока обеспечил бы дополнительный доход в бюджеты европейских стран, где хорошо развит туризм.
По словам Воронкова, сейчас росту числа туристов препятствует недостаточное количество консульских пунктов европейских государств на территории России. «Страна огромная наша, и чтобы добраться до консульского пункта страны ЕС, нужно иметь немаленькие деньги и немаленькое терпение, потому что, как правило, приходится ехать два раза: чтобы подать документы, а потом чтобы получить визу. Одна эта техническая трудность достаточно сильно отпугивает людей, которые готовы поехать за рубеж», – сказал он.
Дипломат сообщил, что российская сторона не рассматривает возможность введения одностороннего безвизового режима с Евросоюзом, подобно тому, как это сделало правительство Украины. «Если говорить об одностороннем шаге – таком, как введение безвизовых отношений с Евросоюзом с нашей стороны, то я думаю, с точки зрения международной практики не совсем правильно», – сказал он.
По его словам, Украина после введения в одностороннем порядке безвизового режима с ЕС находится по выходу на взаимный безвизовый режим в той же ситуации, что и Россия, которая таких шагов не делала.
При этом дипломат напомнил, что все синтетические наркотики на территорию РФ попадают из европейских стран, в основном из Северной Европы. «Это, конечно, угроза, но она напрямую не связана с безвизовым режимом. Хотя, с другой стороны, люди, которые занимаются нелегальным промыслом, в случае безвизового режима получат больше возможностей приезжать и ввозить такого рода вещи на территорию РФ», – сказал он.
«Главное – это параметры, которые должны соблюдаться с обеих сторон, чтобы не создавать в области безопасности друг другу дополнительных угроз», – добавил представитель МИДа.
Воронков отметил, что односторонние шаги в российской дипломатии не приветствуются. «То, что я сказал о безопасности, – это скорее аргументация европейской стороны, чем нашей. Мы со стороны наших европейских коллег реальных угроз нашей безопасности не видим. Вообще, если вспомнить историю, то было бы неплохо, если бы в Москве возродилась и Голландская слобода, и Немецкая слобода. Президент неоднократно говорил о том, что мы заинтересованы в притоке квалифицированной рабочей силы в РФ из стран Евросоюза, потому что, поставив задачу модернизации без использования зарубежного опыта в этой сфере, успешно ее решить не удастся», – сказал он.
Впрочем, одно послабление российская сторона готова сделать. Касается это журналистов-международников. «Есть планы распространить безвизовый режим на категорию журналистов, особенно тех, кто работает в сфере международной журналистики», – сказал Воронков. По его словам, «это совершенно справедливо». «Это выполнение должностных обязанностей, и здесь тоже не должно быть препятствий», – подчеркнул он.
21 мая глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что безвизовый режим будет отменен, «как только Евросоюз созреет» и как только со стороны России будут приняты необходимые решения по регистрации, биометрическим паспортам, а также когда будет закрыт вопрос о заключении протоколов по реадмиссии. Он также отметил, что усилия Москвы и стран Евросоюза по облегчению взаимного визового режима не должны подменять собой процесс полного отказа от виз между Россией и европейским сообществом. «Но это дополнительное облегчение визового режима, дополнительные комфортные условия для граждан России и стран Евросоюза в том, что касается взаимных поездок, не должны рассматриваться как предлог для того, чтобы затягивать переговоры по заключению соглашения о безвизовом режиме между Россией и Евросоюзом», – сказал он. Одновременно Лавров подчеркнул, что Россия будет добиваться того, чтобы визовая тематика в отношениях с Евросоюзом не уходила с приоритетных позиций.
Кроме того, Лавров напомнил, что еще в 1989 году, когда существовал Советский Союз и Организация Варшавского договора, страны Западной Европы настаивали, чтобы страны – члены ОБСЕ приняли на себя обязательство обеспечить свободу передвижения по всей Европе. Однако в настоящее время, заявил Лавров, западные государства скептически относятся к данной идее, зато большую заинтересованность в этом вопросе проявляют страны Восточной Европы.