Аресты
Назаров заявил, что Урумов через адвокатов «оказывал на них давление с тем, чтобы они не давали правдивых показаний
В пятницу в суде рассматривалось отложенное накануне ходатайство об аресте бывшего начальника управления прокуратуры Московской области Дмитрия Урумова, обвиняемого в получении взятки и уволенного в ходе расследования дела об «игорном скандале».
Заявляя это ходатайство, представители Следственного комитета (СК) России отмечали, что, оставаясь на свободе, Урумов «может скрыться, в том числе за рубежом, может попытаться скрыть следы преступления, а также оказать давление на свидетелей». В подтверждение последнего довода следователь СК в суде сообщил, что обвиняемые по делу о незаконном игорном бизнесе: предполагаемый организатор подпольной игорной сети Иван Назаров, Марат Мамыев и другие – заявили, что Урумов и первый зампрокурора Московской области Александр Игнатенко ранее через адвокатов «оказывали на них давление с тем, чтобы они не давали правдивых показаний», передает ИТАР-ТАСС.
В итоге Басманный суд санкционировал его арест, несмотря на то что гособвинитель выступил против заключения под стражу экс-главы управления прокуратуры Подмосковья. Он попросил применить к Урумову более мягкую меру пресечения, сообщает РИА «Новости». «Прокуратура считает ходатайство следствия об аресте Урумова необоснованным и просит применить к нему меру пресечения в виде домашнего ареста», – заявил представитель гособвинения Алексей Романенко. Что касается доводов следствия в пользу ареста Урумова, он подчеркнул, что те основаны исключительно на результатах оперативно-розыскной деятельности, которые не подтверждаются доказательствами.
Сам же Урумов просил отпустить его под залог в размере 3 млн рублей или избрать иную меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей. Он объяснял, что в принципе не может никуда скрыться: загранпаспорта у него нет, а общегражданский – забрало следствие.
Подписанное постановление об аресте предусматривает нахождение Урумова под стражей как минимум до 4 июля 2011 года. Адвокат бывшего прокурора Юрий Михайлов уже заявил, что собирается обжаловать решение судьи.
Кстати, в пятницу же Генпрокуратура признала законным возбуждение уголовного дела в отношении Дмитрия Урумова, которому вменяется совершение преступления по признакам ч. 4 ст. 290 УК РФ («Получение взятки»). Максимальное наказание по этой статье предусматривает 12 лет лишения свободы. Как сообщил представитель Генпрокуратуры Алексей Романенко, также признаны законными дела против бывших прокуроров Клина Эдуарда Каплуна и Ногинска Владимира Глебова.
Следствие в пятницу также обратилось в суд с ходатайством об аресте последнего – бывшего ногинского городского прокурора. Как и предыдущее прошение в отношении Урумова, оно было удовлетворено.
Сам экс-прокурор Ногинска Глебов в суде успел заявить, что не признает своей вины и даже полагает, что его «подставили». «Считаю себя невиновным. Преступления никакого не совершал. Я не знаю, кто бы мог меня оговорить, кому нужен мой арест», – заявил он РИА «Новости».
Розыск
На данный момент по делу о незаконном функционировании казино в Подмосковье под прикрытием или при попустительстве сотрудников надзорного ведомства в федеральный розыск объявлены бывший зампрокурора Подмосковья Александр Игнатенко (дело против него возбуждено по ч. 4 ст. 290 УК РФ) и экс-прокурор города Клин Эдуард Каплун. Кроме того, как сообщили адвокаты прокурора Урумова, правоохранительные органы ищут еще трех человека, имена которых не называются.
В пятницу источник РИА «Новости», близкий к расследованию, сообщил, что Игнатенко и Каплун до сих пор находятся на территории России: «Данных, что они уехали за границу, у следствия нет, поэтому их поиск осуществляется на территории РФ», – отметил он.
Источник напомнил, что Игнатенко практически сразу после того, как его имя стали связывать со скандальным делом, попросил государственной защиты, но ее не получил. «Игнатенко и Мохов (Александр Мохов, экс-прокурор Подмосковья) попросили госзащиты, они говорили, что им угрожают и они опасаются за свои жизни. Но следствие приняло решение не предоставлять им госзащиту», – рассказал он, добавив, что после этого отказа никто из прокурорских работников с аналогичной просьбой не обращался.
История скандала
Уголовное дело, фигурантами которого стали сразу несколько подмосковных прокуроров, началось с ареста 17 февраля Ивана Назарова, главного на данный момент подозреваемого в организации нелегального игорного бизнеса. По данным ФСБ, сотрудники прокуратуры были причастны к нелегальному бизнесу, который приносил от 5 до 10 млн долларов в месяц.
Вслед за Назаровым были заключены под стражу еще пятеро фигурантов: предполагаемая помощница Назарова Алла Гусева, его деловой партнер Марат Мамыев, замначальника ОБЭП Пушкинского района Николай Пышкин и двое оперативников областного УБЭП Сергей Ермаков и Дмитрий Акулин. Им были предъявлены обвинения по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»).
Областная прокуратура пыталась парализовать расследование, сначала вынося постановления об отказе в возбуждении дела, затем не поддерживая ходатайство следствия об аресте обвиняемых. В итоге ведомства публично начали выяснять отношения, а 16 марта председатель СК РФ выступил с инициативой предоставить следователям право обжаловать решения прокуроров в суде.
31 марта президент РФ Дмитрий Медведев вызвал руководителей обоих ведомств для разбирательств. О чем шла речь на встрече, официально не сообщалось, однако после этого расследование пошло более гладко. На данный момент все прокуроры – участники игорного скандала лишены должностей – это стало итогом внутренней проверки Генпрокуратуры.
Следствие возбуждало уголовное дело в отношении ногинского и клинского прокуроров, которых подозревали в систематическом получении взяток в крупном размере от Ивана Назарова и его сообщников, однако Генпрокуратура РФ постановление о возбуждении дела отменила.