Президент России Дмитрий Медведев поручил Министерству обороны и Минобрнауки РФ рассмотреть вопрос об отсрочке от службы в армии для выпускников, которые поступают в вузы.
#{weapon}Министр обороны, получив поручения, распорядился провести консультации с заинтересованными министерствами и ведомствами, а также депутатским корпусом о подготовке и рассмотрении соответствующих поправок в действующее законодательство.
Министерство образования и науки, со своей стороны, предложило два варианта решения проблемы: внесение изменений в закон «О воинской обязанности и военной службе», в котором будет четко зафиксировано право выпускников школ не быть призванными в период приемной кампании в вузы, либо соответствующий указ президента РФ.
С просьбой прокомментировать инициативу газета ВЗГЛЯД обратилась к депутату Госдумы РФ, руководителю Федерального агентства по образованию с 2007-го по 2010 год Николаю Булаеву.
ВЗГЛЯД: Николай Иванович, как много в России молодых людей, которых непосредственно затрагивает проблема призыва в период между выпускным и зачислением в вуз?
Николай Булаев: Точной статистики у меня нет, но, по моему опыту общения, это единичные, очень редкие случаи. Но я думаю, что и эти случаи нужно исключить. Ребенок должен иметь попытку поступить в вуз после 11-го класса. Это решение очевидное, его нужно принимать. Мне кажется, закон будет касаться и других вопросов, у нас есть и другие проблемы, есть проблема с аспирантами.
ВЗГЛЯД: То есть новая отсрочка не должна сказаться на укомплектованности вооруженных сил?
Н. Б.: Это настолько малая величина, что она серьезно не влияет на количество призывного контингента.
Повторюсь, такой вопрос мне задавался очень редко. Чаще задается другой вопрос: выпускник техникума, поступая в вуз, призывается и не имеет отсрочки. Эта проблема тоже существует. Но здесь позиция Министерства обороны может быть более определенной, потому что речь идет о большом числе молодых людей. Если мы вдруг такую отсрочку дадим, нужно будет как-то это компенсировать. Здесь нужно думать.
ВЗГЛЯД: Минобрнауки предложило два варианта решения проблемы: внесение изменений в федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» или соответствующий указ президента. Что зависит от того, какой вариант будет выбран?
Н. Б.: Это разные нормативно-правовые акты. Мне кажется, президент имел в виду изменения в федеральном законе. Тем более когда есть прямое поручение президента и есть позиция, выраженная Минобороны и Минобрнауки. Есть и позиция в Госдуме: недавно группа депутатов вносила такой законопроект, потом его отозвали на доработку. Мне кажется, в этих условиях, когда понимание есть у всех и позиция согласована, законопроект в Думе мог бы пройти по ускоренной процедуре.
В ближайшие дни в комитете по обороне собирается рабочая группа представителей Госдумы, Минобороны, Минобрнауки, которая должна прийти к пониманию, нужно ли внести законопроект и в каком виде он мог бы быть представлен.
ВЗГЛЯД: Ранее Минобороны выступало против отсрочек, ссылаясь на нехватку призывного контингента.
Н. Б.: Если Верховный главнокомандующий дал прямое поручение, в том числе Минобороны, нет никаких оснований задерживаться с его исполнением. Тем более что люди, в том числе выпускники, которых это касается, слышали это поручение, и они ждут этого решения.
Тем более что речь идет о столь малом числе выпускников школ, что для Минобороны эта величина несущественна.
ВЗГЛЯД: Выше вы упомянули о проблеме отсрочек для аспирантов...
Н. Б.: Есть проблема, когда аспиранты многих вузов, в том числе государственных, призываются в армию. Надеюсь, и эта проблема будет решена.
ВЗГЛЯД: От чего зависит, какой аспирант подлежит призыву, а какой нет?
Н. Б.: Все зависит от того, как вуз сумел в свое время оформить необходимые документы, которые бы защитили его аспирантов, и от того, как тот или иной нормативный акт рассматривается конкретным человеком в конкретном военном комиссариате.
На мой взгляд, есть пробел в законодательстве, который необходимо устранить. Нужно, чтобы было однозначное толкование. Призываем – значит, призываем. Не призываем – что, на мой взгляд, наиболее целесообразно, дать человеку возможность доучиться, – значит, нужно сделать эту норму такой, чтобы она была однозначно толкуемой всеми.