В пятницу на сайте ГИБДД опубликованы приказы «Об утверждении формы справки о дорожно-транспортном происшествии» и «Об утверждении формы бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии».
Такие карты составляются достаточно оперативно. Географических координат для этого не требуется
В ведомстве уточняют, что в новой справке о ДТП будут указываться географические координаты места происшествия.
«Основное новшество заключается в том, что теперь в правом верхнем углу справки о ДТП будут указываться координаты места происшествия, а также сведения обо всех пострадавших в результате аварии», – цитирует «Интерфакс» заместителя начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД России генерал-майора милиции Владимира Кузина.
По его словам, это поможет составить своеобразную карту, которая в перспективе позволит снизить количество дорожно-транспортных происшествий. «Фиксация точных координат места происшествия позволит нам наносить все аварии на специальную «электронную карту» и оперативно выявлять «очаги аварийности». Это поможет быстро выяснить причины частых ДТП и принять меры по предотвращению новых аварий», – предположил Кузин.
Представитель ДОБДД добавил, что по новым правилам в тех случаях, когда пострадавшим в автоаварии вызывают карету скорой помощи, в справку будет заноситься номер прибывшей бригады медиков. «Эти изменения призваны также упростить общение граждан со страховыми компаниями. Теперь пострадавшим не придется «доказывать свой статус» – все необходимые сведения о них уже будут присутствовать в справке о ДТП», – заявил замначальника департамента ОБДД МВД.
Между тем эксперты полагают, что придуманные нововведения излишни и вряд ли поспособствуют более эффективной профилактике аварий.
В частности, комментируя инициативу создания «карт аварийности», заместитель председателя думского комитета по безопасности единоросс Михаил Гришанков заявил газете ВЗГЛЯД, что подобная цель может реализовываться и без вводимых новшеств. «Озвученная цель может быть достигнута намного проще. На сегодняшний день можно совершенно четко по данным уже имеющейся статистики выстроить карту аварийности как в конкретном городе, так и в стране. Вопрос состоит в том, что этим очевидно никто не хочет пользоваться», – считает депутат.
«Такие карты я видел в аналитических центрах, они составляются достаточно оперативно. Географических координат для этого не требуется, поэтому для меня удивительно принятое в МВД решение», – отметил Гришанков.
Напомним, накануне МВД утвердило новую форму справки о ДТП, необходимую для получения выплаты по ОСАГО. Соответствующий приказ был согласован с Минфином и зарегистрирован в Минюсте 5 мая. Согласно новым правилам, координаты места происшествия – долготу и широту – будут фиксировать на основании данных, полученных с использованием навигационной аппаратуры ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Кроме этого, в форму добавлена графа об освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения. До этого справка содержала только информацию о направлении на соответствующее медицинское освидетельствование. Из формы исключен пункт об отметке о постановлении-квитанции о наложении административного штрафа.
К справке оформляется приложение, которое включает подробную информацию о пострадавших и/или погибших. Указываются их полные имена, телефоны, категория (водитель, пассажир, пешеход, иное), данные о бригаде скорой помощи, название медорганизации, сотрудники которой прибыли на место ДТП.
Кроме того, в новой справке о ДТП – по просьбе страховщиков – уточнены некоторые ситуации, при которых произошла авария, поскольку прежний бланк вызывал много вопросов у пострадавших в аварии и, как следствие, споров.
Новые приказы МВД должны вступить в силу через десять дней после их официального опубликования. Вместе с тем до февраля 2012 года наряду с новой формой справки разрешено использовать бланки старого образца.
Нововведение появилось в соответствии с поручением Дмитрия Медведева об использовании системы ГЛОНАСС, озвученном на заседании совета при президенте по развитию информационного общества в июле 2010 года. В августе премьер-министр Владимир Путин также высказал мнение, что с 2012 года все новые автомобили, закупаемые для нужд государства, должны быть оборудованы технологией ГЛОНАСС.
Предполагается, что в перспективе новация должна позволить более эффективно выявлять места концентрации ДТП. Таким образом можно будет выявить, где чаще происходят автопроисшествия. Соответственно, установить, в чем причина, и устранить ее.
Координаты пока смогут вписывать не все экипажи дорожно-патрульной службы, а только те, у которых ГЛОНАСС уже установлен. Предполагается, что до 1 февраля следующего года все патрульные машины будут оборудованы спутниковой системой.
По подсчетам Всемирного банка (ВБ), ежегодно в результате автокатастроф в мире погибает 1,3 млн человек, 50 млн получают серьезные травмы. При этом к 2020 году количество жертв ДТП может увеличиться на 65%, если не будут предприняты меры для повышения безопасности на дорогах.
Эксперты подсчитали, что от 80 до 90% смертей в ДТП приходится на развивающиеся страны. Парадоксально, но в этих государствах находится меньше половины автомашин планеты. По словам специалиста ВБ по Латинской Америке Памелы Кокс, больше всего под колесами автомашин гибнут в странах Латинской Америки и Карибского бассейна – 26 из 100 тыс. человек.
ВБ рекомендует правительствам этих стран строить дороги лучшего качества, продумывать их планировку и принять законы, которые улучшили бы регулирование движения на дорогах в этих странах.
Как объявил генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, главная задача Глобального плана действий по обеспечению безопасности на дороге – спасти 5 миллионов жизней до 2020 года. По его словам, главные причины аварий на дорогах – превышение скорости, вождение в нетрезвом состоянии, использование мобильных телефонов за рулем и отказ от ремней безопасности.