Генеральная прокуратура отчиталась о результатах проверки деятельности аэропорта Домодедово, инициированной президентом Медведевым. Соответствующее сообщение опубликовано в субботу на официальном сайте ведомства.
Управление аэропортовым комплексом Домодедово осуществляется иностранными компаниями
«В ходе проверки установлено, что управление аэропортовым комплексом Домодедово осуществляется иностранными компаниями, зарегистрированными в оффшорных зонах», – говорится в сообщении Генпрокуратуры.
По мнению ведомства, такая схема позволяет скрыть реальных собственников и тех, кто принимает управленческие решения в аэропорту. Кроме того, существующая структура управления Домодедово фактически выводит собственников и менеджмент аэропорта из-под юрисдикции Российской Федерации и препятствует органам исполнительной власти России эффективно выполнять контрольно-надзорные функции, требовать от Домодедово соблюдения федерального законодательства.
В Генпрокуратуре считают такую ситуацию недопустимой, так как аэропорт Домодедово имеет стратегическое значение для обороны и обеспечения безопасности России.
Кроме того, проверка установила, что руководитель Федерального государственного унитарного предприятия «Администрация аэропорта Домодедово», подконтрольного Росавиации, превысил свои полномочия.
Чиновник бесплатно передал ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» «ряд объектов федерального имущества». Передача имущества произошла даже без оформления договоров. По этому факту Генпрокуратура проводит отдельную проверку.
На этом нарушения не закончились. Контрольное ведомство обнаружило нестыковки в вопросах разграничения собственности и регистрации земельных участков. Для устранения этих нарушений Генпрокуратура внесла представления в адрес Минэкономразвития и Минтранса.
Более того, ведомство предложило Минтрансу разработать законопроект о запрете участия иностранных лиц в управлении стратегическими транспортными предприятиями.
Наряду с этим Минтрансу предложено внести изменения в правила сертификации аэропортов, которые должны обязывать соискателя сертификата раскрывать информацию о собственниках и основаниях владения имуществом аэропортов и других транспортных объектов.
Напомним, вопросы к работе аэропорта Домодедово стали возникать в конце прошлого года, когда из-за непогоды тысячи пассажиров не смогли вылететь своими рейсами и были вынуждены несколько суток провести в здании аэропорта. Критику вызвала неспособность менеджмента Домодедово эффективно управлять ситуацией.
В январе 2011 года в Домодедово произошел теракт. Тогда в результате взрыва террориста-смертника погибли 37 человек и более 200 получили ранения. Трагедия выявила, что спросить за безопасность пассажиров в аэропорту фактически не с кого. Тогда президент России Дмитрий Медведев обвинил в произошедшем владельцев и менеджмент Домодедово и поручил прокуратуре провести проверку деятельности аэропорта и выявить структуру управления и собственников этого предприятия.
Запутанность ситуации подтвердил и глава СК РФ Александр Бастрыкин. «Мы летаем из этого аэропорта, но не знаем, кто хозяин и с кого мы сегодня спросим про безопасность», – заявлял в марте глава Следственного комитета.
Кроме того, Бастрыкин сообщил, что в 2008 году СК расследовал дело о рейдерском захвате аэропорта Домодедово, но к чему привело расследование, не уточнил.
Напомним, претензии к собственникам Домодедово у государства возникают не впервые. В 2005 году Росимущество решило, что здание аэропорта приватизировано незаконно и было украдено у государства. Новый собственник фактически отстроил аэровокзал заново. В результате ряда судебных тяжб Высший арбитражный суд России оставил здание аэропорта в собственности его нынешних владельцев, отказав Росимуществу.
Номинальные собственники, по данным СМИ, за всю историю Домодедово менялись 13 раз. В настоящее время аэропортом управляет группа «Ист Лайн», которой владеет оффшорная компания FML. Акционеры FML – некие Шон Кайрнс (36,3%) и Джейн Петерс (63,7%). Оба – жители оффшорного острова Мэн, расположенного у побережья Великобритании. Однако российские СМИ называют конечными бенефициарами Домодедово председателя совета директоров «Ист Лайн» Дмитрия Каменщика и главу наблюдательного совета аэропортового комплекса Валерия Когана.
Следует отметить, что услуги регистрации оффшорных фирм весьма востребованы в России. По экспертным данным, до 80 процентов всех крупных российских предприятий управляются через подобные схемы. Одно из достоинств оффшорной схемы заключается в том, что истинный владелец бизнеса имеет возможность управлять им абсолютно анонимно.
Для прикрытия настоящего хозяина компании используется так называемый «номинальный директор» или даже «номинальный акционер» – фактически это подставное лицо. На имя настоящего собственника бизнеса выписывается Генеральная доверенность на управление компанией, которая имеет международный статус.
Контролировать действия подставного лица позволяет письменно оформленный отказ «марионетки» от всех прав на управление или собственность предприятием. Такой документ с открытой датой хранится у настоящего владельца бизнеса.
По данным пресс-службы Домодедово, этот аэропорт является крупнейшим в России. Он обеспечивает 44% пассажиропотока в Московском авиационном узле. В 2010 году услугами аэропорта воспользовались 22,3 млн пассажиров. Более 70 российских и зарубежных авиакомпаний являются партнерами аэропорта.