Ангажированное следствие
Вызывают удивление некоторые публикации польских СМИ с намеками на якобы несамостоятельность и ангажированность следствия
Публикации польских СМИ с намеками на несамостоятельность российского следствия по делу о крушении Ту-154 под Смоленском являются «безответственными спекуляциями» и давлением на следствие, заявил РИА «Новости» пресс-секретарь СК РФ Владимир Маркин.
Он рассказал, что катастрофа произошла на территории России, значит, и уголовное дело расследуется в точном соответствии с УПК РФ. «Кодекс не допускает разглашения данных предварительного расследования до завершения следствия, а его окончательные выводы, я надеюсь, так же, как и у наших коллег в Польше, будут определяться только и исключительно скрупулезным анализом всей совокупности причин и факторов, приведших к катастрофе. Поэтому до завершения следствия подобные рассуждения трудно расценивать иначе как безответственные спекуляции и попытки оказать некое давление на следствие, что является совершенно недопустимым», – заявил Маркин.
Заодно он отверг появившиеся в польских СМИ обвинения в ангажированности российского следствия. «Кстати, могу отметить, что противоречий между выводами комиссии и уже полученными на данный момент результатами расследования уголовного дела не установлено. В связи с этим вызывают как минимум удивление некоторые публикации, появившиеся в польских СМИ, с намеками на якобы несамостоятельность и ангажированность следствия и прямыми упреками в том, что следствие использует «различные увертки», чтобы уходить от прямых ответов», – подчеркнул Маркин.
Речь, отметим, идет о том, что некоторые предварительные выводы польских следователей отличаются от официальных российских. Это подтолкнуло журналистов на мысль о том, что в России расследование велось необъективно, соответственно, на российских следователей оказывалось давление.
К примеру, газета Rzeczpospolita, ссылаясь на предварительные результаты комиссии по расследованию ЧП, писала, что российские авиадиспетчеры не проинформировали экипаж польского Ту-154 об уходе с глиссады, к тому же находясь под давлением. Также диспетчеры вовремя не сообщили экипажу польского борта № 1 о запасном аэродроме – и всего этого не содержится в материалах дела. Кроме того, были претензии к российским следователям в уничтожении обломков самолета. Обвинила Польша Россию и в том, что российские правила полетов не содержат информации об аэродромах военного назначения.
Польша же утверждает, что нынешнее заявление официального представителя Следственного комитета России ее удивило: «То, что говорит Маркин, – это недоразумение, которое вытекает из разных взглядов на СМИ и свободу слова, – сказал в эфире радиостанции «Эхо Москвы» шеф-корреспондент польской Gazetа Wyborczа Вацлав Радзивинович. – Роль СМИ – освещать то, что важно для общества. Никто не скажет, что катастрофа самолета президента Польши не важна или неинтересна, поэтому независимые польские СМИ не будут просто ждать окончательного доклада прокуратуры», – сказал он.
Тоже немало вопросов
Кстати, российские следователи сами хотели бы многое прояснить в организации подготовки полета польского Ту-154. Они намерены это сделать в ближайшее время. «Могу сказать, что у российских следователей есть немало вопросов, в том числе по поводу организации подготовки полета, и следователи намерены в ближайшее время их задать», – отметил Маркин.
«В целом считаю, что всем нам, в том числе и польским коллегам, нужно набраться терпения, дождаться завершения всех следственных действий, и тогда мы получим окончательные и объективные ответы на все вопросы, касающиеся обстоятельств авиакатастрофы», – заключил он.
Польская сторона заявила, что не спешит обнародовать причины и обстоятельства авиакатастрофы. Хотя некоторая информация все же просачивается. Так, стало известно, что польская прокуратура опровергла ссору погибшего главкома ВВС Польши Анджея Бласика с пилотом, которая могла повлиять на падение самолета. Опровержение стало возможным после просмотра видеоматериала, сделанного перед полетом.
«Просмотр видеоматериала уже завершен. Его анализ говорит о том, что ссоры не было», – сказал представитель военного прокурора Збигнев Жепа. Вместе с тем, по его словам, военные следователи еще не допросили всех свидетелей. «Речь идет о некоторых офицерах из Службы охраны правительства (BOR)», – уточнил Жепа.
Кстати, ранее о давлении со стороны Бласика на экипаж заявлял адвокат вдов пилотов.
Над польским докладом работает комиссия экспертов под руководством главы МВД Польши Ежи Миллера. Первым с докладом должен ознакомиться премьер-министр Дональд Туск, после чего будет принято решение о его публикации.
Как заявил Туск в воскресенье, он не намерен «ни торопить, ни затягивать процесс подготовки и обнародования доклада, однако сразу документ опубликован не будет». «Если доклад комиссии Миллера еще до 10 апреля появится на столе премьера (на его столе – прим. ВЗГЛЯД), то он будет опубликован минимум через неделю, – сказал Туск. – Я не могу и не должен влиять или давить на комиссию, если речь идет о темпах ее работы. После получения доклада по договоренности с прокуратурой мы будем решать, что подлежит обнародованию, что нет. Речь идет о той информации, которая может представлять собой тайну следствия. Я и генпрокурор будем оценивать, какие данные обнародовать», – резюмировал премьер.