Глава московской подземки в понедельник сложил с себя полномочия. Чиновник не стал дожидаться, пока его уволят, и подал заявление об увольнении сам. Напомним, слухи об увольнении Дмитрия Гаева ходили еще с ноября прошлого года – именно тогда столичный градоначальник Сергей Собянин обрушился с критикой на Гаева за медленные темпы строительства и ворох нерешенных задач, а после этого предложил Счетной палате проверить работу метрополитена, «чтобы не было скучно работать». В том же месяце деятельность Гаева раскритиковала Генпрокуратура, которая выявила грубейшие нарушения в работе столичной подземки.
Я считаю делом чести перейти на электронный билет в Москве и Московской области. Сделать это нужно было еще вчера
В итоге Гаев решил уйти, а его место занял Иван Беседин – профессиональный железнодорожник. Он окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, кандидат технических наук. С 2003-го по 2006 год он занимал должность директора Всероссийского НИИ железнодорожного транспорта. С 2006 года являлся начальником Калининградской железной дороги филиала ОАО «РЖД». С Бесединым в должности главы Московского метрополитена заключен трудовой контракт сроком на пять лет.
О том, какие задачи предстоит решить Беседину в первую очередь и с какими проблемами он может столкнуться, газете ВЗГЛЯД рассказал глава комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев. Депутат убежден, что подземку теперь ждут модернизация, автоматизация и сокращение кадров.
ВЗГЛЯД: Сергей Николаевич, после ухода с поста начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева от нового руководителя ждут скорых реформ. Какие первоочередные задачи нужно решить Ивану Беседину на новом посту?
Сергей Шишкарев: Мое первое пожелание и рекомендация новому начальнику Московского метрополитена – принять специальный закон о деятельности метрополитена в Российской Федерации. Я, к сожалению, могу констатировать, что такого базового закона пока нет. Самое главное, что должно быть в нем прописано, – это безопасность на метрополитене, вопросы финансирования, строительства и эксплуатации, так как сегодня метрополитен относится к муниципальному транспорту, во многих регионах возникают постоянные проблемы с его финансированием и строительством.
Сергей Шишкарев уверен, что столичный метрополитен ждет значительная модернизация (Фото: shishkarev.ru) |
Кроме того, новому начальнику метрополитена необходимо провести инвентаризацию всего метрополитена. Это позволит установить реальную себестоимость проезда, понятно и честно объяснить москвичам, из чего складывается стоимость их билета в метро, а также установить объективную цену проезда. С другой стороны, знание того, что на самом деле формирует себестоимость функционирования метрополитена, позволит его руководству определить экономические возможности для наполнения казны Московского метрополитена. Ни для кого не секрет, что метрополитен – это огромный передвижной рекламный щит. Кроме того, в вестибюлях и переходах метро расположены огромное количество торговых точек. До них пока не дошла рука счетных органов, но наверняка там существуют резервы пополнения бюджета метрополитена.
И третье, что нужно сделать, – это четко определить среднесрочные и долгосрочные программы развития метрополитена. То есть основные перспективные звенья и развитие самых перспективных транспортных маршрутов. Это позволило бы продумать, как можно использовать строительство новых линий метро с точки зрения частно-государственного партнерства. Возможно, приход инвесторов возможен в строительстве веток, связывающих Москву и аэропорты.
ВЗГЛЯД: С приходом нового главы подземки будет ли решена острая проблема по продлению веток московского метро в область? Или все вновь упрется в проблемы финансирования регионов?
С. Ш.: Мне кажется, что новый мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Подмосковья Борис Громов уже начали этот конструктивный диалог по созданию городской агломерации. Думаю, что все вопросы, связанные с развитием транспорта, в том числе метротранспорта, – это экстерриториальные задачи, которые не могут решаться или развиваться только в Москве или только в Московской области. Тем более что удлинение веток метрополитена в область значительно отразится и на всем транспортном комплексе столицы и Подмосковья в целом и снизит напряженность на всех ключевых трассах столицы. Я полагаю, что продление веток метрополитена в область станет главной задачей нового начальника подземки. А вот увеличение числа станций метро в центре города, я думаю, первоочередной задачей Беседина не является.
ВЗГЛЯД: А в каких технических новшествах нуждается Московский метрополитен?
С. Ш.: Я считаю делом чести перейти на электронный билет в Москве и Московской области. Те информационные технологии, которые существуют, позволяют это сделать, но лишь при наличии политической воли руководителя метрополитена и принятии некоторых организаторских решений.
Я уверен, что более простой способ покупки билета уменьшит число тех, кто ездит «зайцем». Ведь зачастую из-за очередей в кассы люди, опаздывающие на работу, просто вынуждены проскакивать через турникеты. Сделать продажу билетов через автоматы нужно было еще вчера.
ВЗГЛЯД: После теракта в московском метро на многих станциях были установлены столбы экстренной помощи и развешаны экраны предупреждения, однако никакие приборы, распознающие взрывчатку у пассажиров, кроме как на станции «Охотный ряд», не появились. Как должна быть усилена антитеррористическая безопасность подземки?
С. Ш.: Не нужно питать иллюзий, что наличие каких-то современных рамок или металлодетекторов на каждой станции метрополитена решит всю проблему. Мы не сможем проверить всех входящих или выходящих из метро. Здесь должны работать спецслужбы. Техника может снизить риск возникновения террористических угроз, но полностью гарантировать безопасность не сможет. Нужно вести скорее скрытое видеонаблюдение и внедрять сотрудников спецслужб, работающих по наводке.
ВЗГЛЯД: Дмитрия Гаева упрекали в разросшемся штате сотрудников метрополитена, который в несколько раз превышал аналогичные показатели европейских метрокомплексов. Ждет ли Московский метрополитен сокращение штатов, или в связи с той же угрозой терактов отказываться от лишних дежурных в вестибюлях нельзя?
С. Ш.: Как только будет проведена ревизия себестоимости Московского метрополитена, станет понятно, кто чем занимается и насколько избыточны или недостаточны те или иные функции или те или иные люди. Но абсолютно очевидно, что все, кто связан с безопасностью метрополитена, сокращены не будут. Однако кадровый резерв в московском метро сейчас действительно огромен. Технические средства контроля, автоматизация многих процессов, в том числе по продаже билетов, сможет значительно снизить количество людей, работающих на каждой станции.