Глава ВВС Польши Анджей Бласик (фото: wprost.pl) |
Перед вылетом 10 апреля 2010 года президентского борта Ту-154 из Варшавы в Смоленск в военном аэропорту произошла ссора между командиром экипажа Аркадиушем Протасюком и главой ВВС Польши Анджеем Бласиком, сообщает в пятницу польский телеканал TVN24.
По информации канала, ссору запечатлела камера наблюдения в аэропорту. Факт ссоры признают также и некоторые свидетели. Эта информация в настоящее время изучается польской комиссией по выяснению обстоятельств авиакатастрофы, которую возглавляет глава МВД Польши Ежи Миллер. Прокуратура Польши подтвердила, что также рассматривает эту информацию.
Как сообщает телеканал, камера записала, как Протасюк и Бласик разговаривают на повышенных тонах. Речь шла о вылете в Смоленск, подчеркивает TVN24. «По этому вопросу были допрошены свидетели», – рассказал представитель военной прокуратуры Збигнев Жепа.
Выяснилось, что Протасюк не хотел лететь в Смоленск, поскольку у него не было точных данных о погодных условиях. Ссора началась еще в здании аэропорта и продлилась до трапа самолета – в итоге там президента Леха Качиньского приветствовал не командир экипажа самолета, как положено по протоколу, а глава ВВС Польши.
Командир экипажа Аркадиуш Протасюк (фото: dziennik.pl) |
Напомним, самолет Ту-154М, на борту которого находилась делегация из Польши, разбился под Смоленском 10 апреля прошлого года. Трагедия унесла жизни 96 человек, в том числе президента республики и его супруги. Вместе с президентом в катастрофе погибли глава Национального банка Польши Славомир Скшыпек, экс-министр обороны и кандидат в президенты Польши Ежи Шмайдзиньски, последний президент республики в изгнании Рышард Кочаровский, начальник президентской канцелярии Владислав Стасяк и другие политические, военные и общественные деятели.
12 января МАК обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признана ошибка пилотов, а именно решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами – недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
Согласно выводам комиссии, метеоусловия под Смоленском не позволяли садиться, пилоты должны были увести самолет на запасной аэродром, но они приняли решение идти на посадку. Специалисты не исключили, что на летчиков могли оказывать давление высокопоставленные пассажиры.
Кроме того, выяснилось, что перед вылетом экипаж не получил данные о метеоусловиях в районе посадки, а командир воздушного судна обладал малым опытом в выполнении заходов на посадку по неточным системам, у него был значительный перерыв в полетах в сложных метеоусловиях.
Однако в Польше многие не приняли выводы, к которым пришли специалисты МАК, и трагедия, произошедшая под Смоленском в апреле прошлого года, в очередной раз стала поводом для ожесточенной политической борьбы. Радикальная оппозиция продолжает заявлять о том, что крушение произошло по вине российской стороны, а умеренная настаивает на проведении более «качественного» расследования.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в Москве завершились следственные мероприятия по делу о крушении Ту-154 президента Польши, которые проводили с начала месяца польские прокуроры совместно с российскими коллегами. По итогам работы стороны отметили, что все запланированное выполнено в полном объеме и у польских прокуроров нет претензий к российским следователям.