Общество

28 декабря 2011, 21:42

Петербургское МЧС обвинили в закрытии порта

На одной чаше весов многомиллионный город, на другой – лайнер с 1,5 тысячами пассажиров и еще несколько кораблей, которые из-за закрытия комплекса защитных сооружений 20 часов провели в штормящем море. Одна сторона говорит, что иначе поступить было нельзя, другая – что претензии к тому, как это было сделано. Возможно, спор продолжится в суде.

Газета ВЗГЛЯД накануне уже писала об обвинениях в адрес МЧС и комплекса защитных сооружений от наводнений (КЗС) со стороны судовладельцев. Мол, из-за несогласованности действий люди на пароме Princess Anastasia много часов провели в море. Потом представители дамбы (КЗС – другое ее название – прим. ВЗГЛЯД) сообщили, что лишь благодаря их усилиям Петербург удалось спасти от катастрофического наводнения и многомиллиардного ущерба.

Вопрос не в том, что город не нужно было спасать от наводнения, а в том, чтобы эта процедура была законной и понятной

В среду выяснение отношений продолжилось уже в петербургском пресс-центре РИА «Новости». Журналисты могли наблюдать, как директор компании-оператора круизных линий снова говорил о том, что порт закрывался с нарушением федерального законодательства, без должного для таких случаев приказа капитана порта. Представители МЧС и КЗС настаивали на своем: благодаря их усилиям удалось спасти целый город. Мол, стоит ли сейчас поднимать тему 1,5 тысяч пассажиров круизного лайнера? А президента компании ST.PETER LINE, которой он принадлежит, и вовсе обвинили в попытке «пропиариться».

Но обо всем по порядку. Первым выступал замначальника Северо-Западного регионального центра МЧС Алексей Макарьин. Он сообщил, что ситуация после шторма и урагана в Петербурге и области официально чрезвычайной не считается, хотя в десятках населенных пунктов отключался свет и т. д., а также признался, что катастрофических последствий для города действительно не случилось благодаря дамбе.

Замдиректора КЗС по безопасности Олег Панчук в свою очередь обстоятельно рассказывал о том, как функционирует этот комплекс, состоящий из шести водопропускных сооружений и двух судопропускных. Те, кто не знал, узнали, что дамба возвышается над уровнем Балтийского моря на 6,5 метров, может противостоять волне высотой до 5 метров 15 сантиметров (самый большой уровень воды в Петербурге был зафиксирован в 1824 году – 421 сантиметр – прим. ВЗГЛЯД), а судопропускные сооружения на дамбе служат единственным входом и выходом для судов, следующих в Петербург и из Петербурга. Кроме того, дамба действительно спасла город от наводнения.

Говоривший вслед за ним президент ST.PETER LINE Игорь Глухов, однако, не собирался спорить по поводу достоинств дамбы: «Мы очень рады, что построен такой великий комплекс защитных сооружений. Но мы так же, как потребители этого сооружения, если можно так сказать, не можем не видеть, что налицо явная несогласованность действий, приведшая к прекращению судоходства».

Глухов отметил, что ему как неспециалисту по технической части сложно судить, насколько необходимо было закрывать затворки дамбы именно тогда, а не двумя часами позже, чтобы успел пройти лайнер. Но с юридической точки зрения, по его словам, решение было неправомерным.

По федеральному закону о портах, закрыть порт имел право только его капитан, а не МЧС, как в данном случае. И этот «правовой вакуум», как сказал Глухов, срочно необходимо преодолеть. Иначе судовладельцы просто будут выбирать иные порты, а туристы – иные круизные маршруты.

«Вопрос не в том, что город не нужно было спасать от наводнения, а в том, чтобы эта процедура была законной и понятной», – подчеркнул Глухов и заметил, что ответственные лица пользовались временным регламентом закрытия дамбы, который, по идее, уже не должен действовать, с тех пор как КЗС осенью официально начал работу. Но представители ведомств, принимавших решение о закрытии дамбы, вновь перешли в наступление. Полковник МЧС Алексей Макарьин обвинил Глухова в «проведении рекламной кампании». По его словам, претензии судовладельца безосновательны, «каждый действовал в рамках своей компетенции», все полномочия регламентированы.

Замдиректора КЗС Олег Панчук хотя и подтвердил, что регламент закрытия дамбы, действительно, временный, но отметил, что под ним поставили подписи все заинтересованные стороны: и МЧС, и КЗС, и морской порт. «Если они (судовладельцы) собираются подавать в суд, пусть подают, там и выясним, кто прав», – заметил он.

Панчук еще раз напомнил, что если бы, «идя навстречу пожеланиям коммерческих структур», вовремя не закрыли створки дамбы, в городе было бы наводнение. Итоговое решение о закрытии принимало МЧС, и это решение, по его словам, было правильным. Здесь уже не выдержал представитель Большого порта Санкт-Петербурга, начальник его службы навигационной и экологической безопасности Андрей Юрченко. Он пояснил коллегам, что никто не ставит под сомнение тот факт, что город нужно было защищать. Да и информация о шторме поступила в порт от КЗС заблаговременно.

«Но дело-то не в этом, – заявил он. – А в том, что существует федеральный закон о портах, и в нем четко написано, что закрыть порт имеет право только капитан во взаимодействии с Минтрансом».

Чуть позже Юрченко пояснил: из-за того что участники портовой деятельности не понимают, как принимается подобное решение, когда и на сколько времени будет закрыт порт, они несут убытки, а в конечном счете несет убытки и город, теряющий туристическую привлекательность.

По словам представителя порта, просто нужно «организовать более тесное взаимодействие» и оптимизировать ситуацию настолько, чтобы и город от наводнения спасти, и «лишние суда» могли вовремя зайти в порт или покинуть его, а не оставались в штормящем море.

После этого представители КЗС и МЧС, кажется, поняли, что их обвиняют не в закрытии дамбы, а предъявляют претензии к самой процедуре.

«Я так понимаю, нужно формализовать ваши отношения с Минтрансом?» – заметил замдиректора КЗС Олег Панчук представителю морского порта.

А затем и полковник МЧС Алексей Макарьин рассказал: «Регламент (временный) работы дамбы действует, он был согласован со всеми. А сейчас специальная группа формирует новый документ. Смею вас заверить, что в него будут внесены все необходимые изменения, учтут все недостатки, которые были выявлены». «Это не вопрос какой-то злой воли», – признался он.

И тут же выяснилось, что вопрос о межведомственном взаимодействии рассматривается уже сегодня в Смольном.

После пресс-конференции корреспондент газеты ВЗГЛЯД поинтересовался у президента  ST.PETER LINE Глухова о «претензиях третьих лиц», то есть пассажиров лайнера, которые могут последовать. Глухов признался, что пока у него нет информации о том, были ли поданы заявления, но предположил, что будут. На вопрос, переадресует ли он их в КЗС или МЧС, Глухов затруднился ответить, сказав, что надо посоветоваться с юристами.

«Но мы уже обратились в прокуратуру с просьбой оценить законность их действий и, исходя из ответа, будем планировать дальнейшие шаги», – отметил наш собеседник.

Также, по словам Глухова, он «не хотел бы судиться» с МЧС и КЗС: «Только если уровень исков будет уж очень высокий».

И, наконец, любопытный комментарий дал газете ВЗГЛЯД замдиректора по эксплуатации КЗС Игорь Полищук. Он назвал все действия с дамбой законными, так как «МЧС имеет право приостанавливать любые движения в целях предотвращения чрезвычайной ситуации, что четко прописано в законодательстве». А отношения между капитаном порта и Минтрансом, о которых сегодня много говорилось, считает не имеющими определяющего значения в данной ситуации. И апеллирует к тому, что регламент, по которому закрывалась дамба, был согласован в том числе и с Минтрансом: «Может быть, только каким-то должностным лицам конкретным не было поставлено каких-то задач», – пояснил он.

А потом признался, что у него есть на руках договор между круизной компанией и пассажирами, где в одном из пунктов прописано, что оператор не несет перед ними ответственности за форс-мажорные обстоятельства, приведшие к задержкам рейса, в частности за шторм: «Таким образом, выступление генерального директора – это пиар», – сказал Полищук.

Что в сухом остатке? Город действительно спасли от наводнения. И никто с этим не спорит. Но страдали и люди на корабле, которых было во много раз меньше, но вряд ли их устроят доводы, что вас так мало, а там мог уйти под воду Эрмитаж... Все-таки хотелось бы радения родного государства за каждого человека. И если результатом сегодняшнего спора станет четкий регламент работы и взаимодействия ответственных служб, всем будет только лучше.

Текст: Иван Чернов

Вам может быть интересно

Российские войска нанесли поражение «Кракену» и «Иностранному легиону» в Харьковской области
Темы дня

«Русская угроза» и ядерное оружие США вызвали массовый психоз в Швеции

«Удивительно, насколько напуганным стал шведский народ. Швеция сейчас оккупируется США. Спокойно, тихо и по договору». Такими словами шведская пресса описывает психологическое состояние местного населения. Шведы массово скупают радиостанции и фонарики, а молодежь отказывается идти в армию. А все из-за риторики о предстоящей войне с Россией и возможном размещении в стране американского ядерного оружия.

Рубль отвоевал рекордную долю в торговле

Рубль впервые занял больше 40% одновременно и в экспорте, и в импорте России. Причем до 2022 года и украинского кризиса доля рубля в экспорте была вдвое ниже, чем в импорте. Однако именно импортерам оказалось тяжелее переходить на нацвалюту, чем экспортерам, на что есть свои причины. Что это значит для российского рубля и российской экономики?

Путин: Русский с китайцем – братья навек

Долгов: Министры Литвы и Эстонии пытались растоптать суверенитет Грузии

Шойгу назвал основную задачу на новом посту

Новости

Франция ввела войска в порты и аэропорт Новой Каледонии

В порты и аэропорт Новой Каледонии, французской заморской территории в Тихом океане, вводятся войска, сообщил премьер-министр Франции Габриэль Атталь.

Арестованный за кражу во Владивостоке американец признал вину

Обвиняемый в краже во Владивостоке американский военный Гордон Блэк признал вину и сотрудничает со следствием, сообщили в региональных правоохранительных органах.

Украинских военных выслали из ФРГ за экстремистскую символику

Власти Германии отправили обратно на Украину семерых военнослужащих ВСУ, проходивших подготовку в рамках программы бундесвера, из-за использования ими правоэкстремистской символики.

Россия и Китай назвали оптимальную форму решения кризиса на Украине

Россия и Китай отметили необходимость прекращения любых шагов, направленных на затягивание боевых действий на Украине и дальнейшую эскалацию конфликта, говорится в совместном заявлении об углублении партнерства, которое подписали лидеры РФ и КНР Владимир Путин и Си Цзиньпин.

Глава МВД Словакии: Страна оказалась на пороге гражданской войны

Попытка убийства словацкого премьера Роберта Фицо политически мотивирована, страна оказалась на пороге гражданской войны, заявил глава МВД Словакии Матуш Шутай-Эшток.

Путин и Си Цзиньпин договорились о создании Евразийской кинопремии

Китайская сторона выразила поддержку российскому предложению о создании Открытой Евразийской кинопремии и создании Евразийской академии кинематографических искусств, говорится в совместном заявлении президента Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина.

Российские войска начали освобождать Липцы в Харьковской области

Российские военные начали работу по освобождению села Липцы в Харьковской области, сообщил глава администрации региона Виталий Ганчев.

Раскрыты детали взятки кадровику Минобороны Кузнецову

Дело в отношении руководителя главного управления кадров Минобороны генерал-лейтенанта Юрия Кузнецова завели за взятку при заключении контракта между Краснодарским высшим военным училищем (КВВУ) с индивидуальным предпринимателем Левой Мартиросяном, сообщил источник в правоохранительных органах.

Умер российский живописец Сергей Андрияка

Российский живописец, народный художник РФ Сергей Андрияка ушел из жизни в возрасте 65 лет, сообщили в пресс-службе Академии акварели и изящных искусств художника.

Онуфриенко объяснил переброску бригады ВСУ «Лють» к Харькову

Задействование бригады «Лють» в Харьковской области не поможет ВСУ изменить ситуацию. Россия продолжает штурм Волчанска, его взятие – вопрос времени. Причем главная проблема противника не в отсутствии живой силы, а в плохой системе укреплений, сказал газете ВЗГЛЯД военный аналитик Михаил Онуфриенко. Ранее ВСУ перебросили штурмовую бригаду «Лють» из-под Часова Яра к Харькову.

Грузия сравнила западных политиков с «советскими пропагандистами»

Председатель парламента Грузии Шалва Папуашвили заявил о «схожести с советскими или российскими пропагандистами» западных политиков, в основном из прибалтийских стран, которые вышли на акции протеста в Тбилиси поддержать радикалов, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Средства ПВО сбили за сутки три самолета МиГ-29 ВВС Украины

Российские средства противовоздушной обороны (ПВО) сбили три самолета МиГ-29 воздушных сил Украины, сообщили в Минобороны.
Мнения

Борис Акимов: Нам нужна диктатура эстетики

В Российской империи был свой крепко сбитый стиль. Авангард постреволюционной России – сильнейший и узнаваемый стиль страны, мощнейшее эстетическое высказывание на тему коммунистических смыслов. У сталинского СССР тоже был свой метаязык, который ни с чем не спутаешь. А что такое эстетика современной России?

Ирина Алкснис: Фронт рождает новую элиту

Россия возвращается к проверенному подходу – люди, прошедшие испытание войной, являются ценным источником кадров для важных сфер общественной и государственной жизни.

Глеб Простаков: Глобальная экономика разваливается на части

Жить в новом блоковом мире станет дороже, но интереснее и безопаснее. Наибольшую выгоду получат государства – лидеры блоков, контролирующие транспортную и финансовую инфраструктуру, задающие тон технологической кооперации. У России есть шанс стать лидером такого блока.
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?