Кош-Агачский районный суд Республики Алтай, приступивший в пятницу к повторному рассмотрению уголовного дела о VIP-охоте в горах Алтая, во время которой в результате катастрофы вертолета Ми-8 погибли семь человек, прекратил уголовное преследование обвиняемых в связи с истечением срока давности, сообщает в пятницу «Интерфакс».
Ходатайства обвиняемых были удовлетворены
«В начале заседания суд рассмотрел ходатайства всех трех обвиняемых: бывшего вице-премьера Республики Алтай Анатолия Банных, гендиректора компании «Инеко» Бориса Белинского и замдиректора Института экономики и законодательства Москвы Николая Капранова – о прекращении их уголовного преследования в связи с истечением срока давности. Ходатайства обвиняемых были удовлетворены», – говорится в сообщении агентства.
Напомним, дело о VIP-охоте на Алтае прогремело на всю страну 9 января 2009 года, когда на территории Кош-Агачского района Республики Алтай произошло крушение вертолета Ми-171. В результате катастрофы погибли семь человек, в том числе полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин.
Позднее эта история получила новый поворот. Было установлено, что пассажиры вертолета, в том числе Косопкин и занимавший на тот момент пост вице-премьера Республики Алтай Анатолий Банных, устроили в тот день вертолетную охоту на горных архаров – редкий вид животных, занесенных в Красную книгу. Всего на борту вертолета находились 11 человек.
По версии следствия, охотники использовали доставивший их вертолет для того, чтобы выгнать баранов на себя. Винтокрылая машина спугнула стадо архаров и погнала их прямо на засевших с ружьями людей. Когда архары подбежали на близкое расстояние, охотники начали стрелять.
По одной версии, вертолет рухнул в момент погрузки убитых архаров. По другой – машина задела лопастью поверхность горы при спугивании животных.
Официальные власти Алтая долгое время отрицали факт охоты, но в марте 2009 года вице-премьер Анатолий Банных был освобожден от должности. 4 мая того же года Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по факту браконьерского отстрела горных баранов на Алтае. В ноябре 2009 года следствие по этому делу закрыли с формулировкой «гибель лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности».
Однако через несколько дней председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил органам процессуального контроля тщательно изучить материалы уголовного дела и проверить полноту проведенного расследования.
Такое поручение последовало за бурной реакцией защитников природы, которые были убеждены, что охоту чиновников на краснокнижных горных баранов необходимо расследовать по отдельной статье. Дело было возбуждено по ч. 2 ст. 258 УК РФ («Незаконная охота с причинением крупного ущерба, с применением воздушного судна в отношении зверей, охота на которых полностью запрещена, группой лиц по предварительному сговору»). Санкции статьи предусматривают до двух лет лишения свободы.
Дело было доведено до суда. В роли подсудимых выступили оставшиеся в живых пассажиры вертолета: Банных, Белинский и Капранов. Оглашая обвинительное заключение, представитель обвинения заявил, что Косопкин давал указания предоставить вертолет и лично участвовал в браконьерской охоте. В прокуратуре считают, что для доставки чиновников на охоту Анатолий Банных дал указание своей помощнице в городе Барнауле заключить договор о предоставлении вертолета с томским предприятием «Газпромавиа».
23 мая 2011 года Кош-Агачский суд Республики Алтай оправдал Банных, Белинского и Капранова. Виновным в незаконной охоте был признан лишь погибший полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин.
Прокуратура обжаловала это решение. В августе Высший суд Республики Алтай согласился с позицией обвинения, отправив дело на повторное рассмотрение. К тому моменту до истечения процессуальных сроков, в рамках которых возможно уголовное преследование обвиняемых по ч. 2 ст. 258 УК РФ, оставалось не более трех месяцев.
Первое заседание суда было назначено на 15 сентября, однако оно было перенесено по ходатайству обвиняемых на 30 ноября из-за болезни Анатолия Банных. Столь длительный срок переноса в суде объяснили тем, что судья, рассматривающий дело, уходит в отпуск. Однако 30 ноября заседание снова было отложено (до 16 декабря) «по состоянию здоровья» Николая Капранова.