В понедельник Дмитрий Медведев направил руководителям государств – членов «Группы двадцати» послание о новой концепции использования и охраны результатов творческой деятельности в Глобальной сети.
Как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, президент России назвал существующую систему защиты авторских прав устаревшей.
«Государство должно устанавливать определённый уровень правовой охраны объектов авторского и смежных прав в сети Интернет и предоставлять правообладателю возможность выбирать такую модель охраны своего произведения, которая будет наилучшим образом отвечать его интересам», – считает президент России.
«Важным элементом нового подхода к охране авторского и смежных прав могло бы стать введение презумпции, согласно которой использование объектов авторского и смежных прав в сети Интернет считалось бы свободным, если правообладатель не заявит об обратном. При этом должно быть предусмотрено установление минимального уровня защиты, не требующего заявления правообладателя», – сказано в сообщении, опубликованном на официальном сайте главы государства.
«Информационные посредники в сети Интернет (операторы связи, владельцы интернет-сайтов и доменных имен и т. д.) должны нести ответственность за нарушение авторского права и смежных прав на общих основаниях при наличии вины, за исключением ряда особо устанавливаемых случаев (например, если они не знали и не должны были знать о незаконности контента)», – говорится в послании Медведева G20.
«Изложенные выше подходы предполагают создание правовых, экономических и технологических механизмов, которые будут отвечать интересам всех участников взаимоотношений в сети Интернет (пользователей, правообладателей, информационных посредников и других) и обеспечивать правообладателей средствами осуществления и самостоятельной защиты ими своих прав», – полагает президент.
Также президент заявил журналистам, что лидеры стран «Группы двадцати» услышали его предложения о новых подходах к защите авторских прав в Интернете.
Озвученная Медведевым инициатива нова прежде всего тем, что раньше Россия, которая десятилетия стремится в ВТО, чьи правила в отношении авторского права достаточно строги, действовала в этой сфере в основном административными методами. Притчей во языцех стали и «неожиданные» облавы сотрудников МВД на рынки, где контрафактная продукция реализуется вполне свободно, и точечные изъятия компьютеров с нелегальным программным обеспечением, и атаки на торрент-трекеры, сайты, которые предоставляют пользователям безвозмездно обмениваться информацией.
Все эти спонтанные всплески дикой активности никакой пользы не приносили никогда: через день после облав торговцы спокойно раскладывали свои контрафактные диски, пользователи снова и снова устанавливали и переустанавливали нелегальные программы, торрент-трекеры просто переезжали и открывались на новом адресе.
Между тем цивилизованные способы борьбы за авторские права существуют, и количество используемых приемов здесь крайне широко.
Так, например, возможность скачивать треки за 0,99 цента в свой iPod, предложенная компанией Apple, еще в прошлом веке изменила западную индустрию звукозаписи, серьезно осложнив жизнь пиратам. По тому же принципу работает и знаменитый интернет-магазин Amazon.com. Всего за три месяца в течение 2010 года Amazon продал больше электронных книг, чем бумажных (в нетвердой обложке). На каждые 100 продаж обычных книг приходились 143 электронные книги для Kindle.
Постоянный диалог идет между правообладателями и владельцами торрент-трекеров: и без «маски-шоу» многие конфликтные ситуации удается улаживать.
Музыка стала первым сегментом авторского права, который де-факто «сдался»: пример тому – огромная популярность сервиса Kroogi, где музыканты (в том числе и такие «топовые», как Борис Гребенщиков*) выкладывают свои альбомы, предлагая пользователям заплатить «кто сколько захочет».
По тому же пути идет и книгоиздание, несмотря на то что пока не все эксперименты по борьбе с пиратством (об одном из таких опытов, фактически копирующем практику Kroogi, газете ВЗГЛЯД рассказывал известный российский фантаст Сергей Лукьяненко) можно считать успешными. Еще весной группа российских писателей обратилась к президенту с просьбой ужесточить наказание за незаконное распространение авторских материалов в Сети, этот призыв так и не был услышан. Российские литераторы предлагали президенту ввести драконовские меры, которые подразумевали бы «введение реальной уголовной и административной ответственности и эффективного судебно-правового механизма, позволяющего ее применять, за распространение текстов в Сети без согласия правообладателя», а также «закрытие тех интернет-библиотек, которые откажутся от соблюдения авторского права».
«Вариант «вкладывать в бумажную книгу уникальный код на бесплатное скачивание электронной версии» я вполне разделяю. И «дать почитать книгу» – что электронную, что бумажную – другу тоже не считаю противозаконным (как и «дать посмотреть фильм»). Тут есть одно простое отличие – массовость. «Дать почитать» – это процесс от человека к человеку, и эта цепочка может быть сколь угодно длинной, но в лавину все-таки не превратится, в отличие от «выложить на сайте», поэтому его можно рассматривать и как рекламную акцию», – объяснил позицию авторов письма Лукьяненко.
Более гуманная по отношению к пользователям позиция изложена в блоге прозаика Бориса Акунина, который полагает, что специально оформленная для чтения с электронных устройств книга поможет борьбе с пиратством куда больше, нежели коллективные петиции.
«Я начинаю выпускать свои книги в специальном электронном варианте. Каждая книга будет снабжена множеством иллюстраций, благодаря которым читатель сможет увидеть, как выглядит мир, который я описываю. Стоить эта продукция будет недорого; купить ее будет проще, чем маяться с пиратским скачиванием специальных epub-форматов; а еще я сильно рассчитываю на чувство внутренней справедливости, присущее всякому нормальному человеку и в особенности моим читателям», – это предложение Акунина – гораздо более действенный компромисс, нежели ужесточение законов.
Следующим шагом по доступности электронного контента стало решение издательства «Этногенез» о крайне дешевом по меркам рынка предоставлении пользователям всех произведений одноименной серии по мере их выхода в свет. Истории мира «Этногенеза» можно купить и в бумажном варианте, и в аудиоформате, но на сайте доступно скачивание любой книги за 49 рублей (средняя цена любой новинки в интернет-магазинах и библиотеках минимум в два раза выше). Кроме того, пользователь может получить дополнительный контент, связанный с книгой, а прослушивание выкладываемых аудиосерий каждой книги и вовсе делается бесплатным. Стоит отметить, что отдельное приложение проекта «Этногенез» существует и в социальной сети «ВКонтакте»: почти 33 тысячи человек состоят в сообществе, посвященном сериалу. «Энтогенез» стал первым издательским проектом, которому удалось вырасти сугубо из Сети, где происходит даже поиск авторов новых книг. Сегодня электронные продажи издательства уже составляют одну треть от оффлайновых.
По мнению многих экспертов, окончательно победить пиратство возможно, лишь изменив сам принцип вхождения человека в Сеть. По словам директора компании Livinternet Германа Клименко, весь контент будет защищен только при стопроцентной идентификации пользователя.
«Это может быть авторизация по СМС, например, вариантов масса. Ведь правообладатель не может эффективно апеллировать, если он кивает на пустое место. Некоторую аналогию в методах можно провести с борьбой нашего государства с обналичиванием денежных средств. И в случае с соблюдением авторских прав, и в случае с фирмами-однодневками понятно, что лобовое решение (преследование площадок и бизнесменов) не сработает», – заявил Клименко в комментарии газете ВЗГЛЯД.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом