Придется привыкать
При всем уважении к Всеволоду Чаплину, а это эрудированный и порядочный человек, вынужден с ним не согласиться
Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин ответил авторам обращения к патриарху Кириллу, в котором они просили главу РПЦ разобраться с высказываниями священника, сделанными на круглом столе по межэтническим отношениям 17 декабря 2010 года.
В частности, авторы писали, что у них «вызывает серьезную обеспокоенность то обстоятельство, что в последнее время со стороны высших чинов РПЦ звучат высказывания, не только унижающие достоинство российских женщин, но и оправдывающие дискриминацию и насилие в отношении них».
Ответ священника во вторник был размещен на сайте агентства «Интерфакс». Отец Всеволод отметил: ему нравится, что некоторые компании, вузы и школы вводят у себя дресс-коды. «Хорошо бы и общероссийский дресс-код придумать, – заявил священник, при этом оговорился, – на стрип-бары и публичные дома, так уж и быть, можно его (дресс-код) не распространять».
«Рад, что мое предложение обсудить внешний вид наших женщин и девушек вас заинтересовало. Удивляет только, что вы решили, будто я оправдываю изнасилование и неприличные приставания – и в мыслях того не было. Нет таким действиям оправдания, – пишет в ответе к петиции Чаплин. – А вот проблема, между прочим, остается. Не столько для меня – скорее, для тех, кто путает улицу со стриптизом (ну, или снова начнет путать, как только зима кончится). Женщина, условно одетая или раскрашенная, как клоун, женщина, которая таким образом рассчитывает на знакомства на улице, в метро или баре, не только рискует нарваться на пьяного идиота, но уж точно не найдет себе в спутники жизни мужчину, имеющего хотя бы зачатки разума и самоуважения. Найдет, может быть, трезвого идиота, но разве его она по-настоящему ищет?
«Как женщины ведут себя в публичных местах, в институте, на работе – не только их «личное дело». Кстати, мужчин это не в меньшей мере касается. Тип, одетый посреди большого города в шорты и майку, в треники и тапочки, точно так же не достоин уважения. Только жалости – если он бомж, например», – отметил священник в своем ответе.
История вопроса
Реакция Чаплина вызвана обращением граждан к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, опубликованным на сайте OnlinePetition.ru. Автором петиции указывается Елена Максимова. Впрочем, выяснить, кем является женщина, не удалось.
В обращении авторы петиции процитировали слова отца Всеволода о женщинах, которые он произнес на круглом столе по межэтническим отношениям: «Если она носит мини-юбку, она может спровоцировать не только кавказца, но и русского. Если она при этом пьяна, она тем более спровоцирует. Если она при этом сама активно вызывает людей на контакт, а потом удивляется, что этот контакт кончается изнасилованием, она тем более не права».
Авторы документа заявили, что внешний вид – «это частное дело человека» и любой человек «имеет право на сексуальную неприкосновенность независимо от формы одежды, круга общения и т.п.» Они призвали патриарха осудить «дискриминационные и оскорбительные высказывания в отношении женщин со стороны представителей РПЦ».
Также авторы вспомнили историю с обращением российских феминисток к патриарху, в котором те также просили главу РПЦ разобраться в ситуации и заставить Чаплина извиниться. Тем не менее священник на страницах Православного информационного агентства «Русская линия» 29 декабря заявил следующее: «Очевидно, что женщина, ведущая себя развязно, одетая как проститутка, а тем более пьяная и пристающая к мужчинам, не достойна никакого уважения и не права в любом случае, вне зависимости от того, изнасиловали ее или нет».
Заявление отца Всеволода вызвало бурную реакцию среди авторов петиции: «Мы расцениваем данное высказывание как очередную попытку подменить общественную дискуссию по проблеме насилия над женщинами на обсуждение их внешнего вида. А также как явное желание представителей РПЦ поддерживать общественные стереотипы, оправдывающие насилие над женщинами», – писали люди.
«Ваше Святейшество, мы просим призвать высшие чины РПЦ прекратить пропаганду дискриминации в отношении женщин и принести публичные извинения за уже прозвучавшие недопустимые в современном обществе заявления», – такими словами заканчивалось обращение к патриарху.
Проблема не в одежде
В свою очередь директор Московского бюро по правам человека, член Общественной палаты России Александр Брод считает, что заставить людей одеться менее открыто нельзя. «Я понимаю, чем продиктованы слова Всеволода Чаплина: человек пытается хотя бы подумать над совершенствованием морального и нравственного облика россиян, но вопросами на уровне ношения одежды на улицах это не решить», – заявил Брод в интервью газете ВЗГЛЯД. По словам эксперта, отгадка кроется в более глубокой плоскости: «Церковь, власть, общество и СМИ должны совместно определить, как совершенствовать культуру россиян».
«На улицах граждане должны сами определять, как им одеваться. При всем уважении к Всеволоду Чаплину, а это мой коллега по Общественной палате, эрудированный и порядочный человек, вынужден с ним не согласиться», – рассказал Александр Брод. По его словам, улица – демократичная среда, где люди вольны одеваться так, как им угодно. «Что касается закона, то тут он бессилен: государство не вправе командовать людьми, как им одеваться на улице», – считает правозащитник.
Впрочем, эксперт выразил недоумение и по поводу петиции к патриарху Кириллу. «Столь агрессивное наступление на священника, когда с помощью главы РПЦ его заставляют извиниться, считаю чрезмерными действиями», – заявил Брод и предложил совместно с авторами обращения подумать, как можно поднять культурно-образовательный уровень россиян, чтобы граждане строили отношения на основании закона, гуманизма, взаимоуважения. «Это повлечет за собой внимательное отношение к себе, не будет расхлябанности в одежде, появится элемент вкуса. Кстати, делать это нужно с самого детства, чтобы потом не было поздно», – пояснил Александр Брод.