Если Лукашенко не взял окончательный курс на разрыв с Россией, то где он возьмет новые самолеты после такого демарша
Второй день тянется непонятная история с возможной продажей Белоруссией истребителей Су-27 некоей частной западной компании. Во вторник Financial Times сообщила, что частная компания планирует арендовать у Исландии законсервированную авиабазу в Кефлавике, где российские истребители будут использоваться в программах боевой подготовки военных летчиков заинтересованных стран. Попытки различных СМИ, предпринятые на протяжении среды, получить комментарии у предположительно заинтересованных сторон успехом не увенчались.
«Мы не комментируем данную информацию», – передало в среду агентство «Интерфакс» слова председателя Госкомвоенпрома Белоруссии Ивана Козлова.
#{weapon}От комментариев по данному вопросу отказались и в Белтехэкспорте: «У меня как у начальника отдела маркетинга такой информации нет», – заявил начальник отдела маркетинга Белтехэкспорта Вячеслав Шейда.
По сведениям английского издания, речь идет о приобретении в Белоруссии 15 истребителей типа Су-27 с возможным опционом еще на 18 машин. Истребители предполагается разместить на бывшей американской военно-воздушной базе Кефлавик, законсервированной летом 2006 года. Предполагается, что поставки самолетов начнутся в октябре.
Модернизированные «Сушки» не будут нести вооружения, а сама зона полетов будет находиться вне воздушного пространства Исландии (Кефлавик находится на полуострове). Предполагаемая сумма сделки составляет 1,5 млрд долларов, контрагентами с белорусской стороны выступают компания «Белтехэкспорт» и Государственный военно-промышленный комитет Белоруссии.
Компания занимается поставками, модернизацией и ремонтом широкой номенклатуры авиатехники, вооружения и военной техники войск ПВО и сухопутных войск, оказывает широкий спектр услуг военного назначения. В настоящее время Белтехэкспорт – крупнейшая в Белоруссии компания по экспорту/импорту продукции военного назначения.
Госкомвоенпром Белоруссии, в соответствии с законодательными и распорядительными документами, в том числе обеспечивает экспортный контроль в части внешнеторговой деятельности и перемещения специфических товаров.
Официальные лица Исландии говорят, что правительство страны, входящей в блок НАТО, серьезно рассматривает предложение ECA и даже близко к предварительному одобрению сделки. Запланированы консультации с другими членами альянса.
Если сделка состоится, то это будет крупнейшая поставка российских самолетов в страны альянса за всю историю. Естественно, Россия может быть обеспокоена перспективой продажи российской авиатехники: во-первых, летчики НАТО получат возможность изучить сильные и слабые стороны самого совершенного российского истребителя как в воздушных боях, так и пилотируя самолеты лично. Во-вторых, это негативно скажется на коммерческом потенциале самолетов семейства Су-27/Су-30: любая желающая сторона, например Пакистан, сможет теперь проверить в деле российские самолеты, стоящие, в том числе, и на вооружении ВВС Индии, и выработать наилучшие методы борьбы с ними.
Впрочем, в реальности подобной сделки есть определенные сомнения. Времена, когда испытывавшее колоссальные финансовые сложности предприятие «МиГ» предлагало американцам запчасти к закупленным в Молдове после распада СССР 21 МиГ-29, давно прошли. Хотя эти МиГи еще летают в США (предположительно, девять самолетов), запчасти для них добываются путем «каннибализации» бывших молдавских и немецких самолетов этого типа или приобретаются в странах НАТО, где эти самолеты состоят на вооружении (Словакия, Польша).
Следует заметить, что все летательные аппараты российского (советского) происхождения (Су-27, МиГ-21, МиГ-23, Миг-29, Ил-78, вертолеты) эксплуатируются в США частными организациями, даже по контрактам с министерством обороны: вписать иностранный боевой самолет, полученный «левым» путем или как трофей, в систему снабжения и обслуживания вооруженных сил – чрезвычайно сложная задача, не окупающая усилий.
И если с МиГами удалось как-то справиться, то Су-27 – машина гораздо более сложная, менее распространенная и на вооружении стран НАТО никогда не состоявшая. Те два самолета, что были куплены частной компанией на Украине и сейчас находятся в США, стоят на приколе. Очень сомнительно, чтобы менеджеры ECA Program смогли достать все необходимое для нормальной и достаточно интенсивной эксплуатации этих самолетов в течение сколько-нибудь долгого времени, даже учитывая то, что самолеты планируется эксплуатировать без вооружения.
Кроме того, с чего бы Белоруссии продавать свои лучшие самолеты, которых в стране, по данным справочника IISS Military Balance 2010, осталось всего 22? И попутный вопрос: откуда возьмутся еще 18 машин для опциона? Вряд ли хозяйственный Батька прикопал до времени эскадрилью Су-27 в Пинских болотах.
И далее: если Лукашенко не взял окончательный курс на разрыв с Россией, то где он возьмет новые самолеты после такого демарша, когда ресурс 40 МиГ-29, 70 Су-25 и 60 Су-24М окончательно будет выработан?