Тревожную информацию распространил портал «Метеоновости». Синоптики отмечают: несмотря на то что смог на время покинул Москву, «экологическая ситуация в регионе в четверг по-прежнему неблагоприятная – содержание кислорода в воздухе ниже нормы в 3,7 раза, а температура воздуха остается значительно выше нормы».
Когда в воздухе будет менее 8% кислорода, уезжайте из города, причем сразу
«При таких условиях развивается погодная гипоксия мозга, что ведет к резкому снижению внимания, это особенно нужно учитывать людям, чья деятельность связана с безопасностью населения», – отмечается в сообщении.
Президент Ассоциации по биологической, экологической и продовольственной безопасности Игорь Митрохин по просьбе газеты ВЗГЛЯД оценил объективность и опасность этих цифр.
ВЗГЛЯД: Игорь Анатольевич, насколько опасна нехватка кислорода, о которой заявили синоптики?
Игорь Митрохин: Кислорода в воздухе содержится 16–20%. Небольшая нехватка не очень опасна, но это если бы у нас был постоянно чистый воздух. Например, в горах не хватает 10% кислорода, и горные жители живут там очень даже неплохо. Единственное что – им приходится жарить шашлык. Варить мясо в горах невозможно – огонь слишком слабо горит. И восхождение на горы европейскому человеку в первый раз дается тяжело, но потом он привыкает к этому...
Игорь Митрохин полагает, что небольшая нехватка кислорода не опасна, но только в экологически благоприятных регионах (фото: biosafety.ru) |
Однако недостаток кислорода в Москве компенсируется горючими газами, всякими опасными смолами, и это ухудшает положение. В этой ситуации речь идет о нехватке процента содержания кислорода плюс замещении этой части кислорода гарью. Объем вдыхаемого воздуха остается неизменным, но в том же литре воздуха содержатся дополнительные вещества.
ВЗГЛЯД: Но вы сейчас говорите о нехватке 10%. Метеорологи же заявили о том, что кислорода стало меньше в 3,7 раза, больше чем на 70%...
И. М.: Официальных бумаг о проведении таких исследований нет. Метеорологи же могут говорить все, что угодно. Такие цифры должна заявлять служба санитарно-эпидемиологического надзора или экологическая служба города Москвы. Это они занимаются подобными вопросами, а метеорологи должны говорить, когда у нас будут ураганы, бури или другие катаклизмы.
ВЗГЛЯД: То есть верить озвученным цифрам не стоит?
И. М.: Конечно. Эти цифры сначала должны официально подтвердить санитарные службы столицы и в первую очередь Николай Филатов – главный санитарный врач города Москвы. Вот почему он молчит – непонятно. Его подчиненные должны были замерить воздух и официально сказать: «Господа, вот у нас такая экологическая и санитарная обстановка в стране. В этих условиях вы должны сделать то-то и то-то».
ВЗГЛЯД: И почему таких данных нет? Некоторые СМИ уже стали предполагать, что информация скрывается. По-вашему, это действительно так?
И. М.: Да нет, это обычная халатность, потому что чиновникам этого никто не поручал. Самовольно они это делать не будут. Информация вроде бы и не скрыта, ее просто нет. И это халатность в отношении людей. Чтобы санитарные службы выполняли свои обязанности, им должен кто-то поручить – мэр Москвы или кто-то повыше. Или общественность должна вмешаться и заставить их делать свою работу, за которую они получают зарплату.
ВЗГЛЯД: Давайте дадим хотя бы ориентир. Какое минимальное содержание кислорода в воздухе является опасным? Скажем, когда нужно покидать город?
И. М.: Если кислорода становится меньше 50% от допустимой нормы. То есть когда в воздухе будет менее 8% кислорода, уезжайте из города, причем сразу.
Но то, что я сейчас сказал, должен бы сказать главный санитарный врач города Москвы. Он должен выпустить постановление, что если кислорода станет меньше, всем надо прекратить работу и немедленно покинуть город, объявить чрезвычайное положение.
Причем это надо сделать, не дожидаясь критического момента, немедленно. Главный санврач должен составить таблицу критериев на содержание в воздухе ядовитых газов по отношению к составляющей части кислорода и сообщить: при таком-то соотношении еще можно находиться в городе, а при таком-то – бегите немедленно. Они обязаны это делать ежедневно. Не погоду смотреть, а сообщать людям о самом важном.
ВЗГЛЯД: Если не по цифрам, то по каким косвенным признакам можно определить у себя кислородное голодание?
И. М.: Если появится сыпь, начнут чесаться руки – это аллергические реакции на нехватку кислорода. Может начаться головокружение, будет отмечаться вялость. Если зрение ослабло – надо немедленно бежать к врачу, особенно людям после 40. Еще у людей появляется раздражительность.
ВЗГЛЯД: Чем грозит нехватка кислорода?
И. М.: Нехватка кислорода в воздухе в первую очередь приводит к головокружениям, гипоксии – недостатку кислорода в мозгу, нарушению мозговой функции. Люди, близкие к инсульту, тяжелым мозговым болезням, рискуют приблизить недуг, здоровые – получить предрасположенность к нему.
ВЗГЛЯД: Можно ли как-то защитить себя?
И. М.: Я не хочу работать на нашу фармакологическую промышленность, но сейчас, возможно, надо употреблять витамин С, другие антиоксиданты. Они выводят свободные радикалы из крови и не дают вредным веществам скапливаться. Также надо потреблять активированный уголь – 3–4 таблетки в день, потому что через человеческий организм ежедневно проходит 8 литров крови, уголь помогает очищать кровь в том числе и от вредоносных примесей.