− Игорь Анатольевич, три года назад московские власти уже заявляли о серьезных планах по строительству новых детсадов и обещали решить проблему очередей за два−три года. С тех пор очередь выросла с 20 до 33 тысяч человек. Как вам кажется, что помешало осуществить задуманное?
− Я знаю несколько случаев, когда, например, в Северном административном округе Москвы территории бывших детских садов отдавались под застройки больших бизнес-комплексов или жилых домов.
Наверное, все-таки Лужков должен поспевать за жизнью, а не наоборот – его для этого-то и поставили градоначальником
Возведение коммерческого жилья, таким образом, явно мешает решить проблему строительства детских садов и сокращения очереди в московском регионе. Очень хорошо, что господин Ресин взялся за эту проблему. Может быть, ему удастся сбалансировать строительство коммерческого жилья и дошкольных учреждений, либо вернуть назад те помещения, которые ранее были перепрофилированы.
− Юрий Лужков заявил, что во всем «виновато» увеличение рождаемости… Согласны ли вы с этим утверждением?
− Нормальный человек не испытывает ничего, кроме радости, когда рождается ребенок или происходит рост рождаемости. Чем виноваты дети, которые рождаются? Чем виноваты родители, которые в любви рождают детей, перед Юрием Михайловичем Лужковым? Наверное, все-таки Лужков должен поспевать за жизнью, а не наоборот – его для этого-то и поставили градоначальником…
− Насколько реалистичными вам представляются нынешние планы московского правительства – построить 45 детских садов в нынешнем году и по сто в год, начиная с 2011-го?
− Юрий Михайлович брался – не решил, сейчас господин Ресин возьмется – ну, может, у него получится. В любом случае, это одна из самых острых проблем московского региона, и она должна быть решена.
Руководитель общественного проекта «Собрание родителей» Игорь Литвененко (фото: личный архив Игоря Литвененко) |
− В случае если очереди на поступление в детсады все-таки будут уменьшаться, решит ли это проблему поборов за поступление в них?
− Проблема поборов камуфлируется имеющимися очередями, но причина поборов – не в них. Проблема в том, что во главу угла чиновников поставлен не смысл жизни – семья, а коммерческий интерес. И создание ажиотажа в виде очереди – его признаки.
В детских садах проблема поборов не менее актуальна, чем в школах. Лично ко мне обращаются родители, чтобы, во-первых, прояснить, как требования о сдаче денег на различные нужды согласуются с законодательством. Родители боятся даже задавать вопросы порой – насколько законна дополнительная плата за детский сад, за охрану, потому что сразу под пресс попадает ребенок.
− Как обстоит дело с обеспеченностью действующих детских садов кадрами? Учитывая масштабные планы по строительству новых садиков, легко ли будет обеспечить их воспитателями?
− Для детских садов кадровая проблема стоит очень остро. Я неоднократно сталкивался с тем, что в 2009−2010 годах зарплаты сотрудникам дошкольных учреждений в Москве урезались. Мотивации этого различные, и насколько они обоснованны – сейчас трудно сказать. Фактически на эту зарплату идут работать не герои-энтузиасты, а скорее, люди, которым деваться некуда.
Но детский сад – это фактически начальное образование для ребенка. И когда он туда приходит и погружается в среду людей, которым деваться некуда, можно понять, что вырастет из этого ребенка.
− Кадров нет, зарплаты уменьшаются, и при этом планируется построить почти 150 детских садов в ближайшие полтора года. Где найти воспитателей?
− А почему воспитатели не хотят идти работать? Дело ведь не только в деньгах. И педагоги, и родители, которые приводят ребенка в детский сад, сталкиваются с системой, которая настроена не на созидание семьи, а на получение своего – какого-то мнимого и уже никому не понятного результата.
Это уже государственная проблема – для нее необходимо комплексное, системное решение. Полумеры в виде увеличения объемов строительства, увеличение зарплаты или больший выпуск педагогических работников в вузах проблему не решат. Должен быть изменен подход системы, государство должно повернуться лицом к семье. Если мы обратимся к истории реформ в сфере просвещения, то увидим: реформа Крупской и Луначарского-Розенберга была обусловлена изменением приоритетов − от патриархальной России в сторону строительства «нового человека», строительства «светлого социалистического будущего» Павлика Морозова. На сегодня система подготовки кадров именно такая.
Чем больше я сталкиваюсь с педагогами, тем больше подтверждений этому нахожу. У многих педагогов семьи неполноценные; редко когда у учителей бывает два или более ребенка. Это все связано с некой психофизиологической, идеологической установкой: приобретая профессиональные навыки, человек начинает сам – невольно – разрушать свою семью.
Несмотря на то, что у нас в 1992 году был изменен закон и родителям дали право участвовать в управлении общеобразовательным учреждением, до настоящего дня правового механизма участия родителей в управлении школой и детским садом нет. Так же, как и родителя нет в этих учреждениях. У нас детсады не служат восполнению целостности – скорее, они настроены на разрушение такого естественного образования, как семья.
А кто, как не родители, наилучшим образом воспитают ребенка? В Кемерово, например, созданы семейные детские сады. Это значит, что многодетная мама воспитывает своих детей дома и получает за это пособие педагогического работника. То есть средства из госбюджета идут не на содержание неких детсадов, а на материальную помощь семье. А когда мы заинтересованы в освоении бюджетных средств, мы увеличиваем увеличиваемость, понижаем понижаемость, а результат при этом получается крайне сомнительный.