Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) во вторник обнародовал результаты опроса, проведенного в марте этого года. В исследовании приняли участие 1600 респондентов из 140 населенных пунктах в 42 регионах страны.
Наиболее значимая тенденция – многократный рост числа людей, пользующихся Интернетом ежедневно
Как показало исследование, за последние несколько лет в разы увеличилось число жителей России, имеющих персональный компьютер (с 9% в 2006 году до 46% в 2010 году) и выход в Интернет (с 4% до 38%).
Доля интернет-пользователей, выходящих в Сеть не реже чем несколько раз в месяц, выросла с 22% в 2006 году до 38%. Большая часть пользователей обращаются к Сети ежедневно (23% против 5% в 2006 году), еще 11% – еженедельно, 4% – ежемесячно. 1% пользуются Интернетом эпизодически. Постепенно снижается доля тех, кто вообще не использует Интернет (с 76% в 2006 году до 60% в текущем году).
Типичный российский пользователь, регулярно пользующийся Интернетом, – житель Уральского или Центрального округов (48% и 45% соответственно), обеих столиц (68%), респондент в возрасте 18–24 лет (70%) с высоким уровнем образования (57%) и материального положения (51%).
По-прежнему большинству пользователей Интернет нужен преимущественно для работы или учебы, однако доля таких респондентов снижается (с 77% в 2006 году до 58% в текущем году). Больше становится тех, кто используется Глобальную сеть для ведения переписки (с 42% в 2008 году до 51% в текущем году). В числе прочих аргументов пользования Интернетом – расширение кругозора и получение новостей (49% и 48% соответственно). Растет доля россиян, использующих Интернет для того, чтобы общаться с другими людьми (с 20% в 2006 году до 39% в текущем году), слушать музыку, смотреть фильмы, читать книги (с 20% до 38%), искать единомышленников (с 9% до 28%), играть (с 11% до 21%). 12% респондентов совершают покупки через Интернет. Что же касается тех, кто ищет в Сети «клубничку», то они оказались в меньшинстве – 5%.
Интернет-пользователи чаще всего выходят в Сеть из дома (82%). В первую очередь это пожилые респонденты (96%) и неквалифицированные рабочие (89%). Сравнительно меньше тех, кто выходит в Сеть на рабочем месте (13%) – это, как правило, 45–59-летние (22%) и специалисты с высшим образованием вне производства (29%). В меньшинстве – те, кто пользуется Интернетом в гостях (3%) или в интернет-кафе (1%).
Наиболее активное время пользования Глобальной сетью – с 19.00 до 23.00 часов. В это время в Интернет выходят 60% большинство опрошенных. 24% делают это с 15.00 до 19.00 (24%). Значительно меньше тех, кто использует Интернет в обеденное время – с 12.00 до 15.00 (16%), утром – с 7.00 до 12.00 (13%) или ночью – с 23.00 до 7.00 (12%). Респонденты, активно использующие Интернет на работе, в отличие от остальных пользователей, чаще всего выходят в Сеть в послеобеденное время – с 15.00 до 19.00 (56%) или же в обеденное время – с 12.00 до 15.00 (41%).
«Интернет-аудитория растет постоянно и стабильно, – прокомментировал полученные данные газете ВЗГЛЯД руководитель проекта «Мир Интернета» фонда «Общественное мнение» Павел Лебедев. – Зимой 2005–2006 годов, по нашим данным, число тех, кто регулярно пользуется Интернетом, было 20 млн человек, это около 21%, а зимой 2009–2010 годов – 41 млн, или около 37%. Это связано с целым рядом факторов: снижением цен, популяризацией Интернета, развитием широкополосного Интернета. Очень большую роль играют дети – среди тех, кто еще не достиг совершеннолетия, доля регулярных пользователей Интернета достигает 70–80%. По мере того как они становятся взрослыми, доля интернет-пользователей еще больше увеличивается. Наиболее значимая тенденция – многократный рост числа людей, пользующихся Интернетом ежедневно, сейчас их уже 23%. Кроме того, все больше людей используют Интернет для различных целей, то есть не только для поиска информации, но и для прослушивания музыки, просмотра видео и т. д. В целом о том, как будет идти дальнейшее развитие, можно судить по Москве, где уже довольно продолжительное время охват аудитории составляет 60–63%, такого лавинообразного роста числа интернет-пользователей уже не наблюдается».
Впрочем, некоторые эксперты к данным социологов относятся скептически: «Они, как обычно, не пишут, как именно и чем именно люди пользуются, говоря о пользователях Интернета, – сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор издания «Вебпланета» Алексей Андреев. – Под «использованием» Сети понимается очень узкое использование возможностей. Например, школьник, который в поисковике набирает слово «реферат» и, скачав его, просто распечатывает, или человек, который общается в социальной сети или системе быстрых сообщений, – эти действия опрашивающими приобщаются к использованию Интернета. Но часто даже в библиотеках, особенно в провинции, люди сами не умеют с Интернетом найти общий язык, а, например, регулярно просят библиотекаря найти что-то по учебе или работе в Сети.
Вот если спросить у респондентов, использовали ли они лично сайт «Госуслуги» или заказывали билеты, делали они покупки в интернет-магазинах, читали ли они блоги регулярно, то будут совершенно другие цифры и общая картина о «пользователях».
Да, у людей есть компьютеры. Да, людей научили написать Камилле, Пете или Асе в соцсети. И почему они пишут, а не звонят друг другу – непонятно. Это нельзя назвать, по моему мнению, использованием Сети. Скорее, есть некие стимулы писать, что у нас пользование Сетью растет. Наверное, скоро скажут, что у нас все охвачено Интернетом, как в Штатах. Но не надо забывать, что у них Интернет начал разрастаться, когда уже была развита и работала экономическая система, люди начали делать заказы, решать бюрократические, коммунальные и бытовые проблемы, совершать покупки и работать в Сети».