«В целях создания комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего в метрополитене и других видах общественного транспорта, предотвращения чрезвычайных ситуаций и террористических актов на транспорте, а также обеспечения защиты населения и в соответствии с федеральным законом от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» постановляю: правительству Российской Федерации утвердить в четырехмесячный срок комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте», – говорится в тексте указа, размещенном на официальном сайте президента.
Перевозчики, местные власти, все причастные к транспортному процессу будут нести соразмерную ответственность в случае ЧП на транспорте
Создание такой системы предусматривает «объединение сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по обеспечению безопасности на транспорте».
В соответствии с документом до 31 марта 2011 года должно быть завершено «оснащение наиболее уязвимых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств специализированными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими устранение их уязвимости от актов незаконного вмешательства».
А до 1 января 2014 года должны быть уже полностью создана комплексная система обеспечения безопасности населения, предотвращения чрезвычайных ситуаций и террористических актов на транспорте.
Медведев также распорядился «предусмотреть выделение необходимых бюджетных ассигнований из федерального бюджета на функционирование комплексной системы».
Ответственным за создание системы назначено Министерство транспорта. Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано «независимо от организационно-правовой формы и формы собственности предоставлять места для размещения специализированных технических средств оповещения и информирования населения на транспорте, прежде всего в метрополитене и других видах общественного транспорта, а также имеющиеся технические устройства и каналы связи – для сбора и распространения информации о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций и совершении (угрозе совершения) террористических актов».
Глава Минтранса РФ Игорь Левитин, получив поручение, заявил, что собственный план будет выработан для каждого из 600 тыс. объектов. «На объектах транспорта выявляются узкие места, наиболее уязвимые, производится категорирование объектов, и у нас будет по каждому объекту план защиты от незаконного вмешательства», – сказал он и пояснил, что особое внимание все-таки будет уделяться метро, общественному транспорту, аэропортам и морским портам, железнодорожным вокзалам.
Что касается финансирования, «есть сроки, по которым и бюджетное финансирование должно быть как на уровне федеральном, так и региональном», – заявил глава Минтранса. Он отметил, что весь общественный транспорт находится в муниципальной и региональной собственности, здесь важно скоординировать бюджеты и установить порядок взаимодействия всех служб.
Согласно указу, который вступает в силу со дня его подписания, перевозчики, местные власти, все причастные к транспортному процессу будут нести соразмерную ответственность в случае ЧП на транспорте, сообщает РИА «Новости». Президент подчеркнул, что все статьи указа найдут отражение в соответствующем плане работы правительства.
Чиновники отмечают, что сумеют уложиться в сжатые сроки. В частности, глава МЧС Сергей Шойгу рассказал, что в прошлом году совместная рабочая группа МВД, ФСБ, Минтранса и МЧС уже подготовила проект концепции по обеспечению комплексной безопасности. «Подписанный сегодня указ определяет реальные сроки реализации концепции, – сказал Шойгу. – Мы должны собрать воедино все системы безопасности, которые есть, и создать единый комплекс, который будет работать на объектах транспорта».
Шойгу также подчеркнул, что при разработке и внедрении комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте российские власти намерены использовать лучший зарубежный опыт.
«Работа предстоит большая, сложная, требующая серьезных финансовых затрат», – отметил он, добавив, что в ближайшие три–четыре месяца планируется на одной из станций метрополитена или другом объекте транспорта реализовать «пилотный проект» программы. Шойгу пояснил, что на выбранном объекте будут установлены все существующие в мире системы безопасности, а посмотрев, как они работают, можно будет понять, какие из них нужны, а какие нет, передает ИТАР-ТАСС.
Напомним, что о намерении создать такую систему президент России заявил сразу после двойного теракта в московском метро, жертвами которого стали 39 человек. Об этом же он говорил накануне на совещании с председателями Верховного и Высшего арбитражного судов. Он предложил усовершенствовать законодательство, регламентирующее «проведение процедур, связанных с собственной безопасностью на транспорте и в местах, где люди появляются в большом количестве».
О первоочередных мерах, которые необходимо принять, чтобы обеспечить безопасность россиян в дороге, эксперты говорят уже давно. Так, руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок в интервью газете ВЗГЛЯД заявил: «Если говорить о метро, то после тех взрывов, которые уже случались в подземке, управление метрополитена свою задачу выполнило. Обратите внимание, что сейчас в метро освещены тоннели. Более того, в тоннелях сейчас имеется громкоговорящая связь, по которой в случае взрыва должны объявлять, в какую сторону идти. На станциях появилась связь с ФСБ и милицией, появились милицейские посты. Но мне кажется, что в то же время идет имитация бурной деятельности. Мне совершенно не нравится, когда вечерами ходят солдаты внутренних войск и изображают борьбу с террором. Чем вооружен такой солдат? У него нет даже газосигнализатора, который мог бы определить взрывчатое вещество».
Эксперт убежден, что такие газосигнализаторы необходимы, несмотря на их высокую стоимость. Кстати, в среду руководитель службы взрывобезопасности Москвы академик Адольф Мишуев отметил, что это в ближайшем времени может быть сделано. «Возможность обнаружения взрывчатых веществ на входе в метро есть. Конечно, такого уровня надежности, который достигнут в аэропортах, пока нет. Но над этим упорно работают, особенно сейчас. Можно ожидать внедрения этих технологий в сравнительно короткий срок», – приводит его слова «Интерфакс».
А постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин уверен, что Россия сможет пойти даже дальше. «Сейчас мы, я приоткрою этот секрет, в рамках научного сотрудничества с ведущими странами – членами западного сообщества ведем разработку прототипа прибора, специального технического устройства, которое сможет проводить детекцию взрывчатых веществ на расстоянии», – сказал он в эфире «Русской службы новостей».
Рогозин пояснил, что устройство будет представлять собой турникет наподобие металлоискателя, который «за счет определенных технологий» будет определять наличие у человека взрывчатки. «Люди не будут никак это ощущать, на их здоровье это никак не будет сказываться, – пообещал он. – Мы таким образом сможем обезопасить и метрополитен, и аэровокзалы, и железнодорожные вокзалы. И применять это мы будем и в России, и в США, и в европейских странах. Сейчас мы по этому поводу ведем серьезный разговор».
По мнению Цыганка, кроме внедрения газосигнализаторов и других способов определения взрывчатых веществ, необходимо принять государственную программу, целью которой является ускоренная подготовка специалистов по общественной безопасности и борьбе с террором, внедрить во все мобильные и радиотелефоны автоматическую передачу сигнала об опасности и организовать прием этих сигналов, а в метро необходимо значительно увеличить центры подготовки служебных собак.
«А население, кстати, надо информировать о тех программах, которыми занимаются спецслужбы. К сожалению, в России существует серьезное недоверие к милиции. Поверьте мне, человек, который найдет сверток, не пойдет в милицию, он боится, несмотря на все предупреждения, которые звучат в метро и других общественных местах», – резюмировал эксперт.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, утром в понедельник на платформах двух станций московского метро: «Лубянка» и «Парк культуры» – прогремели мощные взрывы. Первый произошел в 7.56 в тоннеле, второй – в 8.39 в пятом вагоне от хвоста поезда при открытии дверей.
«Террористические акты совершены путем подрыва самодельных взрывных устройств, начиненных поражающими элементами мощностью до 4 кг на станции «Лубянка» и до 2 кг в тротиловом эквиваленте на станции «Парк культуры», – отмечается в сообщении Федерального оперативного штаба Национального антитеррористического комитета.
Жертвами терактов стали 39 человек, причем двое из них до сих пор остаются неопознанными. Уточненный список погибших размещен на сайте МЧС России. На данный момент в больницах остаются более 70 человек, всего же травмы получили 95 пассажиров.
Следственными органами Следственного комитета по факту взрывов на станциях московского метрополитена «Лубянка» и «Парк культуры» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ («Террористический акт»).
По подтвердившейся версии правоохранительных органов, взрывы устроили две террористки-смертницы. Также сейчас ведется розыск предполагаемых пособников террористов: двух женщин славянской внешности и мужчины.