«Необходимость подобного договора вызвана участившимися случаями, когда органы социальной опеки Финляндии без достаточных оснований и вопреки воле родителей забирают детей в приюты или даже пытаются передать их на воспитание финским семьям», − заявил председатель Антифашистского комитета Финляндии (АКФ) Йохан Бекман, который также представлял интересы граждан РФ из смешанных российско-финских семей Рантала и Салонен.
Если у ребенка более одного гражданства, государство не имеет права считать первоочередным ни одно из них
Бекман напомнил, что необходимость принятия подобного документа была подчеркнута в ходе встреч Уполномоченного по правам ребенка при президенте России Павла Астахова во время его недавнего визита в Финляндию, сообщает «Интерфакс».
Председатель АКФ пояснил, что проект документа предполагает «рост и развитие ребенка в многокультурном обществе, а также его право поддерживать язык, религию, обычаи, традиции и историю, отличные от общепринятых в обществе».
«Если у ребенка более одного гражданства, государство не имеет права считать первоочередным ни одно из гражданств, они должны быть равносильными», − говорится в проекте договора, опубликованном на сайте финского антифашистского комитета «САФКА».
«Если ребенок изымается из семьи или готовится решение о замещающем попечении ребенка вне семьи, у второго государства есть право разместить ребенка в свою страну в соответствующие условия в результате соответствующего процесса», − добавляют авторы проекта договора.
«В дипломатических представительствах необходимы постоянные Уполномоченные по правам детей, у которых должно быть право получать от чиновников страны пребывания сведения о детях страны, которую они представляют, − уверены составители документа. − Уполномоченные по правам детей следят за ситуацией по правам детей. Они могут консультировать детей и родителей страны, которую они представляют, по любым вопросам».
Одним из важных пунктов договора является гарантия свободы передвижения: «У детей есть право свободно передвигаться из России в Финляндию и из Финляндии в Россию с родителями или другими опекунами без препятствий с чьей бы то ни было стороны и без каких-либо письменных или устных на то разрешений», − говорится в 6-м параграфе документа. А в следующем отмечается: «У ребенка есть право использовать родной язык везде и получать на нем обучение. Представители должны поддерживать функционирование школ для представляемых ими детей, культурную деятельность, поддерживающую родной язык и доступность литературы на родном языке».
Ребенка нельзя оскорблять, предоставляя такую трактовку истории, которая может оскорбить его или его родителей
«В изучении истории ребенку должна даваться возможность изучать историю своей страны так, как ее представляют в его родной стране. Ребенка нельзя оскорблять, предоставляя такую трактовку истории, которая может оскорбить его или его родителей», − убеждены инициаторы проекта.
Комментируя необходимость подписания этого документа, Йохан Бекман отметил, что в их комитет постоянно поступают заявления от смешанных финско-российских семей или от граждан РФ, жалующихся на неоправданное вмешательство властей Финляндии в дела семьи или ребенка. «Сейчас только в наш комитет поступило около 20 заявлений о подобных историях. Причем жалуются не только полноценные семьи или матери-одиночки. У нас есть три прошения от отцов-одиночек. Это ужасные дела, когда детей изымают из семей, насильно дерусифицируют их, нарушают конвенции ООН и финское законодательство по правам ребенка», − возмутился глава АКФ и добавил, что все эти дела были переданы Уполномоченному по правам детей при президенте России Павлу Астахову.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, и сам детский омбудсмен отмечал, что изъятие детей из семей в Финляндии> «поставлено на поток»Русская служба новостей. − Это неправильно. Нельзя спасать ребенка, калеча его», – выразил убежденность защитник прав детей.
Напомним, самой громкой историей последнего времени, связанной с нарушением прав детей в Финляндии, стала ситуация в семье россиянки Инги и финна Вели-Пекки Рантала. 4 февраля социальные работники забрали у них семилетнего сына Роберта и поместили в приют. Такое решение социальные службы приняли, посчитав, что ребенку в семье угрожает опасность: опека получила из школы сигнал о том, что мальчика бьют дома, а также могут вывезти в Россию. В реальности речь шла о том, что Инга Рантала сгоряча шлепнула ребенка во время совместного выполнения домашнего задания. А в Россию Роберт действительно может уехать в любой момент – у него двойное, российско-финляндское гражданство.
В ситуацию пришлось вмешаться Павлу Астахову, в итоге ребенок вернулся к родителям, а в пятницу отец и мать Роберта подписали «план счастливой жизни» ребенка, согласно которому будут отчитываться перед финскими соцслужбами. Впрочем, Рантала-старшие все равно серьезно рассматривают вопрос о переезде в Россию ближайшим летом.
А предыдущая история с разбирательством между Россией и Финляндией по поводу ребенка едва не привела к дипломатическому скандалу. Она началась с похищения в апреле 2009 года шестилетнего Антона, родившегося в смешанном браке финна Пааво и россиянки Риммы Салонен. Мальчика в багажнике дипломатической машины вывезли в Финляндию. В итоге сотрудник финского консульства в Санкт-Петербурге Симо Пиеталайнен был объявлен в России персоной нон грата.
Римма Салонен попыталась вернуть ребенка, но была обвинена в похищении сына, приговорена к штрафу и полутора годам условного тюремного заключения.