Эскадренный миноносец типа 45 ВМС Великобритании (нажмите, чтобы увеличить; фото: wikipedia.org) |
О том, какова роль современных кораблей класса «эскадренный миноносец» в современной системе военно-морских вооружений и о положении с таким типом кораблей в современных флотах, газета ВЗГЛЯД рассказала, когда главком ВМС Владимир Высоцкий впервые заявил, что подобный корабль будет заложен не позднее 2012 года.
«Этот корабль будет более функциональным, более «серьезным», чем стоящий на вооружении эсминец проекта 956. Новый эсминец будет со значительно расширенными возможностями», – передавал тогда слова Высоцкого ИТАР-ТАСС.
Шведский корвет типа «Висбю» (нажмите, чтобы увеличить; фото: wikipedia.org) |
Отметим, что в 2009 году было принято и озвучено немало решений, касающихся перспектив строительства отечественного ВМФ. Сегодняшнее сообщение должно показать, что эти решения реализуются. В прошлом году мы предположили, что эсминец для ВМФ РФ будет близок по концепции к эскизному проекту корабля 21956, продемонстрированного три года назад на Международном военно-морском салоне (ММВС-2007). Но, как стало известно, этот проект предназначен, прежде всего, для иностранных заказчиков. Корабль для отечественного флота только предстоит разработать.
Откровенно говоря, 30 месяцев на оформление проекта – задача на грани реальности, особенно в современных российских реалиях, где дела с судостроением обстоят не очень хорошо. Но и не так плохо. За последние 10 лет Россия продала больше всех в мире боевых кораблей различных классов: четыре эсминца, восемь фрегатов, дизель-электрические подводные лодки, ракетные и патрульные катера, десантные суда на воздушной подушке «Зубр» и т.п.
Итальяно-французский фрегат класса «Хоризон» (нажмите, чтобы увеличить; фото: wikipedia.org) |
Однако теперь речь идет о задаче повышенной сложности, сродни созданию комплекса ПАК ФА, хотя судостроение – относительно более консервативная область промышленности, чем авиастроение, и смена поколений тут проходит плавнее. Пока не названы ни конкретный исполнитель, ни контролирующий орган. Правда, кроме Северного проектно-конструкторского бюро на роль исполнителя вряд ли кто-то может претендовать.
Зато кое-что прояснилось из особенностей проекта. Корабль получается более универсальным, нежели «Орли Бёрк» основных серий, и уж тем более чем британские корабли «Тип 45» («Даринг»), более ориентированные на решение задач ПВО/ПРО. Так, авиагруппу российского корабля составят два противолодочных вертолета, а не один, как на одноклассниках. Надо полагать, что одна из противолодочных машин может быть заменена на вертолет ДРЛО и целеуказания, при этом противолодочные возможности не упадут так резко из-за наличия второй машины.
Эскадренные миноносцы типа «Орли Бёрк» (нажмите, чтобы увеличить; фото: wikipedia.org) |
Новый корабль будет оснащен более чем одной артустановкой главного калибра, или, возможно – спаренной установкой (в этом случае речь может идти о морском варианте АУ «Коалиция»). Такая артустановка необходима при поддержке морских десантов.
И, наконец, было сказано о водоизмещении корабля – около 10 тыс. тонн (в реальности будет больше, чем в проекте), что для эсминца очень солидный показатель, делающий его самым тяжелым в своем классе: лишь некоторые из «Орли Бёрков», прошедшие модернизацию, приближаются к российскому проекту, а самый тяжелый (и самый дорогой в мире) американский суперэсминец «Замвалт» (проекта DDG-100) имеет проектное водоизмещение 14 тыс. тонн.
Но российский корабль, как и DDG-100, окажутся тяжелее, чем крейсеры УРО «Тикондерога» (США) и «Москва» (РФ). Так уже бывало в военно-морской истории, когда наиболее универсальные корабли становились больше и тяжелее кораблей, считавшихся основной ударной силой флота.
Очевидно, что кроме расширенного состава вооружения, заметная часть из них будет потрачена на обеспечение «неограниченной дальности плавания».