Речь идет о государственных компенсациях, которые, как правило, по решению региональных властей, выплачиваются пострадавшим или родственникам погибших при стихийных бедствиях или в крупных катастрофах. До настоящего времени предельный размер такой компенсации составлял 600 тысяч. Сейчас максимальный размер этих выплат планируется «проиндексировать», однако на сколько, пока непонятно, сообщает РИА «Новости».
Наличие у пострадавшего страховки обычно служит для властей основанием отказать в компенсации
Отметим, что Министерство финансов России на текущей неделе вернуло МЧС РФ данный законопроект с замечаниями по концепции проекта. В частности, по словам источника в Минфине, ведомство предлагает МЧС РФ увеличить размер выплат погибшим или пострадавшим при пожаре до 2 млн рублей с предложенных 600 тыс. рублей.
Проблема выплаты компенсаций пострадавшим при стихийных бедствиях, в том числе на крупных пожарах, оказалась в центре общественного внимания после ряда резонансных катастроф во второй половине 2009 года. В первую очередь речь идет о пожаре в пермском ночном клубе «Хромая лошадь» в ночь на 1 декабря. Семьям погибших и пострадавшим от пожара выплачивают компенсации в размере от 100 до 400 тысяч рублей (максимальные выплаты причитаются семьям погибших). Данные выплаты, как подчеркивают в администрации Пермского края, нецелевые, то есть ограничений на их трату не предусмотрено.
В Москве после крупного пожара 9 мая 2009 года на Озерной улице пострадавшим выплачено по 50 000 рублей. А вот в Ейске после пожара в доме престарелых краевое правительство решило вовсе не выплачивать компенсации родственникам погибших в огне стариков. Мотивировали это тем, что родственники эти «бросили стариков на попечение государства». Единственный человек, получивший компенсацию по итогам того пожара, – 17-летний сын погибшей медсестры дома престарелых. Он получил 250 тысяч рублей.
Компенсации пострадавшим во время крушения поезда «Невский Экспресс» выплатит страховая компания ЖАСО – у пассажиров этого поезда к билету прилагался полис дорожного страхования. Кстати, наличие у пострадавшего страховки, например, в случае пожара в жилище, обычно служит для властей основанием отказать в компенсационной выплате. Так происходит с пострадавшими при крупных пожарах в Москве.
Примерно таков же механизм выплаты компенсаций пострадавшим при крупных стихийных бедствиях за рубежом. Государственные выплаты пострадавшим, как правило, выделяются исходя из общего числа пострадавших; далее преимущественным правом на государственную компенсацию пользуются не имевшие страховки и наиболее пострадавшие.
Масштабы выделяемых средств различаются в зависимости от страны, в которой произошло стихийное бедствие или крупный пожар, от природы катастрофы и тому подобных факторов. Так, например, в США после пожара, аналогичного катастрофе в «Хромой лошади», суд определил общий размер выплат пострадавшим в 176 млн долларов, которые и были выплачены семьям 82 погибших. Стандартная же компенсация из специального фонда жертвам подобных пожаров составляет от 11 до 25 000 долларов.
Внушительные компенсации недавно выплатила Южная Корея семьям шести погибших при наводнении. На шесть семей пришлось в общей сложности 2,6 млн долларов компенсации. Наводнение, правда, было «политическим»: его спровоцировали власти КНДР, в разгар паводка открывшие дамбу на реке Имъин.
А вот на компенсации пострадавшим при урагане «Катрина» в Новом Орлеане ушло 3,27 млрд долларов. Больше всего денег – 1,3 млрд – выплатила американская организация Красного Креста. Учитывая, что из этого же бюджета требовалось также устранить разрушения городской инфраструктуры, на компенсации средств не хватило, и некоторым пострадавшим деньги до сих пор не выплачены.
В Греции после разрушительных лесных пожаров всем пострадавшим полагались компенсации в размере 3 000 евро, семьям погибших платили по 10 000. Всего же самые разрушительные пожары 2007 года обошлись греческому государству в 72 млн евро. Кроме того, пострадавшие жилые дома были восстановлены за казенный счет.