В Госдуму внесен законопроект об изменениях и дополнениях в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)» и ряд других законодательных актов.
Если средств для уплаты штрафа на счете будет недостаточно, банк предоставит кредит на эту сумму
В соответствии с законопроектом, водителей обяжут обзавестись специальными картами обязательного страхования, при помощи которых можно будет на месте заплатить штраф за нарушение ПДД.
Проект закона устанавливает, что при получении полиса или карты обязательного страхования автовладельцам необходимо будет открыть счет в банке. Карту для оплаты штрафов водители должны будут иметь при себе, ее отсутствие предполагает ту же ответственность, что предусмотрена за отсутствие полиса ОСАГО.
«Водитель, используя эту карту, в случае нарушения ПДД сможет на месте заплатить штраф. Выплата штрафа будет произведена безналично путем списания средств со счета водителя. Если средств для уплаты штрафа на счете будет недостаточно, банк предоставит кредит на эту сумму», – пояснил автор документа – глава комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник, слова которого приводит «Интерфакс».
Законопроектом также предполагается, что водитель, не уплативший вовремя штраф, будет лишен возможности получить полис ОСАГО до погашения задолженности.
Предлагаемые нормы будут действовать в рамках новой информационной системы обязательного страхования, создание которой предусматривается законопроектом.
По словам Резника, эта система будет автономной по отношению к автоматизированной информационной системе, создание которой уже предусмотрено действующей редакцией закона. «Этим фактом определяется ее правовой статус, а также режим информации, в ней обрабатываемой», – отметил депутат.
Информационная система создается без привлечения бюджетных средств, а данные, которые в ней хранятся и обрабатываются, не относятся к категории федеральных информационных ресурсов.
Правила работы системы принимаются лицом, в обязанности которого входит ее эксплуатация, – Российским союзом автостраховщиков (РСА). Именно он будет осуществлять проект, привлекая для этого инвестиционные и кредитные средства. Поэтому принятие и реализация документа не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, пояснил автор документа.
Законопроект предусматривает обязанность банков предоставлять правоохранительным органам информацию об уплате всеми лицами штрафов за нарушения ПДД. Эти данные предоставляются профессиональному объединению страховщиков, которое их обрабатывает и хранит. В свою очередь, по запросам страховщиков и их представителей эта информация может быть им предоставлена в тот момент, когда к ним обращается гражданин за оформлением полиса обязательного страхования. В случае если обратившийся к страховщику имеет задолженность по штрафам, он получит отказ в оформлении карты, а информацию об этом факте страховщик направляет своему профессиональному объединению.
Предусмотренная законопроектом карта обязательного страхования вводится для повышения уровня собираемости административных штрафов, пояснил депутат. «Это особого рода технологическое устройство, которое в рамках информационной системы выполняет сразу несколько функций», – подчеркнул он. В частности, она будет содержать данные, идентифицирующие личность водителя, информацию о полисе ОСАГО, а также являться традиционной банковской картой для оплаты административных штрафов.
Предложения заплатить половину стоимости штрафа «мимо кассы» останутся в силе
По мнению Резника, принятие законопроекта позволит «повысить собираемость штрафов за правонарушения в сфере дорожного движения, повысить информационную насыщенность отношений по обязательному страхованию и внедрить прогрессивные информационные технологии в деятельность органов внутренних дел».
«Будет масса неудобств для автовладельцев, – парировал в интервью газете ВЗГЛЯД председатель Федерации автовладельцев России Виктор Клепиков. – Не думаю, что это систему удастся сразу внедрить, процесс, скорее всего, будет долгим. Для водителей в хорошую сторону ничего не изменится, положительных моментов не будет».
«Для власти и для сбора налогов это большой плюс, – продолжил он. – Но на создание этой системы будут затрачены бюджетные средства, надо будет как-то оборудовать машины инспекторов ДПС техническими средствами для оплаты штрафов с помощью карты. Деньги налогоплательщиков угробят, но конкретной реформы ГИБДД в этом я не вижу».
«Уже создан механизм, при котором штрафы собирает Федеральная служба судебных приставов. Этот механизм не работает, хотя на его создание затрачены большие бюджетные средства, поэтому в отношении автовладельцев принимаются такие жесткие меры», – отметил он.
По мнению председателя ФАР, нововведения никак не скажутся на коррумпированности инспекторов ДПС. «Водители платили, платят и будут платить. Насколько можно понять, в машине каждого инспектора будет стоять аппарат, в который надо будет вставить карту. Но предложения заплатить половину стоимости штрафа «мимо кассы» останутся в силе», – заключил он.
Между тем главный государственный инспектор безопасности дорожного движения РФ Виктор Кирьянов в четверг сообщил и о других предстоящих изменениях: по его словам, органы исполнительной власти РФ прорабатывают вопрос об отмене предельной нормы содержания алкоголя в крови водителя.
«Поступившее в правительство поручение президента России о подготовке предложений по данному вопросу сейчас прорабатывается в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти», – заявил Кирьянов.
По его словам, «правила дорожного движения сегодня запрещают управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, а в КоАП предусмотрена ответственность в виде лишения прав вплоть до трех лет в случае повторного нарушения».
Но при этом в кодексе дано понятие опьянения, в котором учтены требования Конвенции о дорожном движении об установлении предельного содержания алкоголя в крови или выдыхаемом воздухе.
«У нас этот предел составляет 0,3 промилле», – напомнил главный государственный инспектор безопасности дорожного движения.