В понедельник на заседании правительственной Комиссии по транспорту и связи, посвященной развитию транспортной системы Москвы и области, вице-премьер России Сергей Иванов предложил использовать русло Москвы-реки для организации вертолетного такси.
Впервые из уст Иванова мы услышали, что Москве необходимо вертолетное такси, потому что столица – закрытое авиационное пространство
Объясняя инициативу, он заявил, что «для предотвращения транспортного коллапса нужно использовать все имеющиеся ресурсы».
«По территории Москвы и области проходит крупная водная артерия с множеством ответвлений. При условии их рационального использования возможна интеграция водного транспорта по опыту других городов в транспортную систему субъектов», – приводит его слова ИТАР-ТАСС.
Иванов также отметил, что есть предложение по «использованию русла Москвы-реки для организации вертолетного такси для доставки пассажиров в аэропорты».
Напомним, что в столице уже прорабатывалась идея воздушного такси – с использованием не вертолетов, а малой авиации, однако, как сообщили в понедельник газете ВЗГЛЯД в Департаменте транспорта и связи Москвы, «проект давно снят, это было несколько лет назад. Тогда все кануло в Лету, проект был признан недееспособным, поскольку он был достаточно дорогостоящим и не было договоренностей с областями, где должны были размещаться посадочные площадки».
Тем не менее официальный представитель государственного бюджетного учреждения «Московские авиационные услуги» (ГБУ МАУ), которое, собственно, и занималось разработкой проекта «Воздушное такси», в интервью газете ВЗГЛЯД поправил коллег: «До конца этого года существует программа правительства Москвы 2007-2010 под названием «Возрождение и развитие региональных перевозок с использованием малой авиации». Одна из подпрограмм касалась развития авиатакси. Она предполагала налаживание связи Москвы с регионами. Эта программа предусматривала авиатакси именно между городами.
И первый проект, который был сделан в рамках этой программы, – это восстановление и реконструкция аэропорта в городе Иваново. Тогда была реконструирована ВВП, полностью переделано сигнальное, световое и прочее оборудование, аэропорт полностью стал работать в 2008 году. Две авиакомпании обеспечили его работу в режиме авиатакси».
Впрочем, особого развития проект действительно не получил. Прозвучавшее же в понедельник предложение Иванова, по мнению экспертов, принципиально новое. «Впервые из уст Иванова мы услышали, что в Москве необходимо открывать воздушное такси с участием вертолетов, потому что российская столица – закрытое авиационное пространство для любого вида воздушного транспорта. На территории Москвы действуют определенные правила, изменить их можно только на федеральном уровне. Московское правительство может только ходатайствовать», – отметили в МАУ. Но заявление Иванова как раз и свидетельствует о том, что проблемы на этом уровне не будет.
Главное, чтобы была политическая воля. Это не настолько дорогостоящая вещь, вертолетные перевозки практически сразу будут окупаться
Объясняя проблемы с организацией «воздушного такси» непосредственно в столице, представители столичного ГБУ «МАУ» указали на то, что «необходимо обеспечить стопроцентную безопасность управленческим структурам, которые базируются в Москве. Например, в Нью-Йорке такие вертолеты летают везде, а в Вашингтоне – никто и нигде, садиться может только президентский вертолет», – привел пример представитель МАУ. «В Европе это тоже есть, но не настолько развито. В России пробные полеты идут в Санкт-Петербурге, над Невой, и это уже показывает эффективность», – продолжил эксперт.
Озвучивая революционную для мировых столиц идею, Сергей Иванов отметил: речь идет о том, чтобы вертолеты использовались «только по руслу для доставки пассажиров в аэропорты», а не где угодно. «Это просто идея, предлагаю о ней серьезно подумать», – добавил зампред председателя правительства.
Между тем в МАУ утверждают, что «идея» уже имеет под собой определенные наработки. Как заверил представитель организации, речь о развитии авиатакси с использованием вертолетов велась еще в предыдущей программе московского правительства: «Программа предполагала строительство вертодромов и вертолетных площадок как на территории Москвы, так и за ее пределами. Этим наше учреждение занималось вплотную. Были обследованы порядка ста потенциальных площадок. 39 из них были признаны пригодными».
Правда, тогда не было привязки именно к Москве-реке. Разработчики ориентировались на оптимальные зоны по движению: «В первую очередь это касалось Московской кольцевой автодороги, где существуют основные развязки и удобно было размещать площадки», – уточнил представитель МАУ, оговорившись, однако, что и в русле реки разместить площадки проблемы не составит. «Существует несколько вариантов вертолетных площадок – на поверхности, на берегу, на баржах, которые будут перемещаться, на сваях в районе Москвы-реки», – перечислил он. В конечном итоге, по мнению эксперта, «если полет вертолетов будет проходить над промышленными зонами или рекой – это наиболее оптимальный вариант с точки зрения обеспечения безопасности».
Технические подробности планируемого проекта и особенности его реализации в учреждении конкретизировать не стали. Очевидно лишь то, что перелет, допустим, из аэропорта в аэропорт, займет десятки минут, меньше получаса. «Сколько это будет стоить, говорить пока сложно, поскольку нет еще финансового обоснования. В стоимость билета войдут аэронавигационные услуги, топливо и т.д. – слагаемых много. Предположительно, перелет в аэропорт будет стоить порядка 600 долларов, – ответили в ГУ «МАУ». – Но главное, чтобы была политическая воля. Это не настолько дорогостоящая вещь, вертолетные перевозки практически сразу будут окупаться. Бизнесмены и некоторые другие категории пассажиров с удовольствием будут летать. Потому что время – деньги».
Сколько времени уйдет на реализацию идеи, если она из разряда инициативы перейдет уже в проект, эксперты также ответить не смогли, но в МАУ заметили, что «с учетом наработок, которые есть у ГБУ «Московские авиационные услуги», это займет значительно меньше времени, чем если бы начиналось с чистого листа».