Следственное управление Следственного комитета (СК) по городу Москве завершило расследование уголовного дела в отношении председателя комитета рекламы, информации и оформления города Москвы Владимира Макарова, сообщается на сайте ведомства.
Мы как частная компания можем просить кого угодно и о чем угодно, а дадут нам или нет – это другой вопрос
Напомним, чиновника обвиняют по ч. 1 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). В настоящее время уголовное дело в отношении Макарова направлено в прокуратуру города Москвы для утверждения обвинительного заключения и последующего направления в суд.
По мнению следователей, Макаров от имени комитета рекламы, информации и оформления города Москвы в июле 2004 года заключил с ОАО «Московская городская реклама» и ЗАО «Рекламная фирма «Столица-М» соглашения о сотрудничестве для вывешивания в городе социальной рекламы. За эти действия чиновник предоставил фирмам скидку в 50% на размещение.
Следователи отмечают, что предоставление таких льгот являлось исключительной компетенцией мэра, вице-мэра и правительства Москвы, а Макаров предоставлять столь высокую скидку права не имел.
По подсчетам следствия, в результате незаконных действий Макарова бюджет Москвы недополучил в период с 2004-го по 2007 год более 252 млн рублей.
Между тем другая сторона этих сделок – рекламные фирмы – свою причастность к допущенным нарушениям отвергает.
«Фирма обращалась за скидкой не к Владимиру Петровичу (Макарову – прим.), а в правительство Москвы. Тогда компания «Мосгорреклама» и другие компании, входящие в холдинг, подобно ведомственному ГУП, размещали социальную рекламу по требованию города в объеме, гораздо превышающем положенные 5%, как того требует закон о рекламе», – рассказал газете ВЗГЛЯД генеральный директор фирмы «Столица-М», первый заместитель директора ОАО «Московская городская реклама» Даниил Першин.
Он заверил, что по некоторым адресам количество соцрекламы достигало 50–60% в год. «Между тем Мосгорреклама – частная компания, целью которой является извлечение прибыли», – подчеркнул Першин и добавил, что из-за такого большого объема соцрекламы фирма имела колоссальную упущенную выгоду. Для минимизации убытков компания обратилась в правительство Москвы с просьбой рассмотреть возможность уменьшить арендное бремя, например предоставить льготу, в результате чего и был подписан контракт с комитетом рекламы на предоставление скидки на размещение наружной рекламы в столице в 50%.
«Мы как частная компания можем просить кого угодно и о чем угодно, а дадут нам или нет – это вопрос, который должен решаться городом. Почему комитет рекламы именно в нашем случае не пошел установленным законом путем, это уже вопрос к нему», – отметил гендиректор.
Он заверил, что льготы были аннулировали еще в период с 2006-го по 2007 год, то есть «когда поправки в закон «О рекламе» вступили в силу». Компания уже четыре года платит столько, сколько положено, соответственно, и соцрекламы размещает в предусмотренном законом объеме 5%.
«Подытожу: была попытка создать некое партнерство с городом для решения его задач, ему нужна была соцреклама в гораздо большем объеме, чем предписано, а мы готовы были дать ее в таком объеме при условии снижения арендной платы собственником имущества, чтобы минимизировать свои убытки. Добавлю, что эти скидки нашей компании все равно не помогли избежать убытков. Город же получил все, что хотел», – резюмировал Першин.
Отметим, что дело в отношении Владимира Макарова было возбуждено 20 января 2009 года. 21 августа того же года Басманный районный суд Москвы постановил арестовать чиновника. Тогда пресс-секретарь Следственного комитета при прокуратуре Владимир Маркин заявил, что Макаров «подозревается в присвоении себе полномочий вышестоящих должностных лиц правительства Москвы». Также Маркин сообщал, что городской бюджет недополучил не менее 131 млн рублей, что расходится с оглашенной 1 декабря суммой почти вдвое.
Отсидел в СИЗО чиновник недолго – 16 февраля 2010 года он был выпущен на свободу под личное поручительство председателя Мосгордумы Владимира Платонова.
28 июня СКП предъявил Макарову официальное обвинение в окончательной формулировке. Ему вменялось превышение должностных полномочий, по пункту обвинения чиновнику грозили четыре года лишения свободы.
«Следственным управлением Следственного комитета по городу Москве завершено предварительное следствие по уголовному делу по обвинению председателя комитета рекламы, информации и оформления правительства города Москвы Владимира Макарова в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»)», – отмечалось в сообщении на сайте СКП.
На протяжении всего следствия власти Москвы заступались за коллегу. Так, занимавший тогда пост мэра Москвы Юрий Лужков заявил, что претензии в адрес главы комитета рекламы столицы Владимира Макарова «необоснованны», и даже потребовал наказать ответственных за его арест: «Те, кто его упекли на полгода в СИЗО, должны нести ответственность за необоснованность предъявленных ему претензий», – заявлял столичный градоначальник. Лужков отмечал, что в этом случае правоохранительные органы занимались не реализацией задачи по борьбе с коррупцией, а опубликованием «ярких моментов внешней ситуации».
«Макарова недавно пригласили и сказали: согласитесь с претензиями, а мы обнулим за истечением срока давности. Макаров не согласился, и я с ним солидарен», – говорил Лужков.
Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы является уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, который отвечает за наружную рекламу, информацию и оформление города.
Он обладает исключительными полномочиями по оформлению и выдаче разрешений на установку на территории города Москвы объектов наружной рекламы и информации, заключению договоров на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы, размещению праздничного и рекламно-информационного оформления, а также межотраслевой координации рекламной деятельности в городе Москве.
Как говорится в положении о комитете, это ведомство «является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в органах казначейства и в кредитных организациях в порядке и на условиях, определенных правовыми актами города Москвы, печать с изображением герба Москвы и со своим наименованием, бланки, штампы».