Сейсмологи в ночь перед аварией на Саяно-Шушенской ГЭС зафиксировали новую частоту в работе одного из гидроагрегатов станции, передает РИА «Новости» со ссылкой на руководителя Ростехнадзора Николая Кутьина.
Расшифровка данных сейсмологических исследований косвенно подтверждает, что перед аварией на станции вышел на запредельные режимы работы гидроагрегат № 2
«Мы обратились к сейсмологам, они уже выделили частоты и полосы, в которых работали агрегаты. У них есть информация, которая сейчас должна пройти окончательную обработку, но первично мы видим, что в районе 3–4 часов появилась новая частота, которая говорит, что что-то изменилось в работе гидроагрегата», – сказал Кутьин.
Он отметил, что при нормальной работе агрегаты работают на одной постоянной частоте. «Здесь пошла выделяться вторая частота, причем достаточно широкополосная. Появилось биение 14–18 герц. Соответственно, можно предположить, что это напрямую связано с выходом в такой режим какого-то гидроагрегата», – резюмировал глава Ростехнадзора.
Расшифровка данных сейсмологических исследований косвенно подтверждает сделанное ранее заявление Кутьина о том, что перед аварией на станции вышел на запредельные режимы работы гидроагрегат № 2.
Кроме того, по словам Кутьина, на станции не сработал ни один из трех уровней автоматической системы безопасности. Первый уровень защиты должен был затормозить движение турбины, второй – повернуть лопатки, ограничивающие доступ воды к турбинам, третий – закрыть ряд водоводов.
Газета ВЗГЛЯД попросила объяснить причины сбоя в автоматике Леонида Чернигова, генерального директора петербургского НПФ «Ракурс», одного из разработчиков автоматической системы управления Саяно-Шушенской ГЭС.
«Графики из архивов системы управления гидроэлектростанции показывают, что время развития аварийной ситуации составило всего 1–1,5 секунды, – рассказал Чернигов. – Авария произошла очень стремительно. За это время системы защиты не могли успеть сработать. Не было даже аварийного сигнала, после которого должна была сработать автоматика. А потом уже вода смыла все системы и механизмы. Нельзя говорить о том, что система автоматики была сконструирована с каким-то изъяном, что она работала некорректно. Она бы сработала, если бы не была полностью разрушена в результате механического ЧП».
Напомним, что ранее исполняющий обязанности председателя правления ОАО «РусГидро» Василий Зубакин категорически отмел человеческий фактор как возможную причину катастрофы.
«Я считаю, что авария не связана с человеческим фактором, и к этому все более склоняются специалисты», – сказал Зубакин, добавив, что рассматриваются несколько главных версий причины аварии, которые не стал называть.
Между тем, по словам Зубакина, техническое состояние электростанции до аварии было удовлетворительным, передает «Интерфакс». «За пять лет у нас не было никаких серьезных аварий, я могу однозначно сказать, что техническое состояние СШГЭС было удовлетворительным», – сказал Зубакин.
Последние данные Ростехнадзора говорят о том, что причиной аварии стала целая цепочка событий, наложившихся одно на другое.
«Вряд ли сейчас кто-то осмелится сказать законченную версию, потому что, к сожалению, простых решений не получилось. Сейчас последнее, что мы изучили, показывает, что гидроудара не было, соответственно, сложилась некоторая цепочка событий, которая привела к развитию аварии», - сказал Кутьин.
Саяно-Шушенская ГЭС, крупнейшая электростанция страны, расположенная на Енисее, была остановлена в 4.15 мск 17 августа после частичного разрушения машинного зала, куда хлынула вода. Сильные повреждения получили седьмой и девятый гидроагрегаты; третий, четвертый и пятый агрегаты завалены металлоконструкциями.
К настоящему времени спасателям удалось обнаружить тела 71 погибшего, четыре сотрудника станции по-прежнему числятся пропавшими без вести, поиски продолжаются.