Наиболее сложные уголовные дела необходимо рассматривать в специально созданных «цитаделях правосудия». Такое мнение высказал на пресс-конференции во вторник министр юстиции РФ Александр Коновалов, слова которого приводит ИА REGNUM.
Тюрьма ломает психику правонарушителя, административный арест – нет
Коновалов пояснил, что «цитадели правосудия» – это особо защищенные места, в которых будет максимально обеспечена безопасность участников судопроизводства. Он напомнил, что в России уже действует система защиты свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
Кроме того, по словам главного юриста страны, скоро изменения могут коснуться и мелких нарушителей, которым планируется заменить наказание в виде лишения свободы в колонии на административный арест.
Речь идет о гражданах, совершивших большую часть незначительных бытовых преступлений и хищений, за которые следует назначать наказание в виде ареста на 2–3 месяца. По мнению главы Минюста, административный арест – более гуманная мера и менее затратная для государства по сравнению с колонией. «Тюрьма ломает психику правонарушителя, административный арест – нет», – уверен Коновалов.
Также новшества коснутся и существующей в настоящее время в России системы оплаты штрафов, которую Александр Коновалов считает необходимым модернизировать с помощью системы оплаты квитанций по SMS, передает ИА «Росбалт». По мнению министра, это создаст стимулы для скорейшего внесения оплаты оштрафованными.
Глава Минюста напомнил, в ряде регионов РФ штрафы уже можно оплачивать через терминалы, а также с помощью банковских карт, добавив, что такая мера воздействия, как штраф, должна активнее использоваться в качестве уголовного наказания.
Касаясь вопроса судебной реформы, Александр Коновалов предложил разделить адвокатов на две категории – собственно адвокатов, которые будут представлять интересы клиентов в суде, и стряпчих, которые будут оказывать более простую юридическую помощь, пишут «Известия». «Это нормальная практика для многих европейских государств», – заявил Коновалов.
По его словам, в дореволюционной России стряпчие занимались надзором за ходом дел в судебных учреждениях, ходатайствовали по делам, а присяжные стряпчие являлись поверенными, имевшими право на ведение дел в коммерческих судах.
«Следует во взаимодействии с адвокатской корпорацией очистить ее от тех, кто обладает недостаточной квалификацией. Для этого следует ужесточить практики комиссии по этике, ввести профессиональный экзамен для разделения на адвокатов и стряпчих», – сказал министр.
Адвокаты будут обладать исключительным правом участвовать в суде, в то время как стряпчие будут им помогать
«Адвокаты будут обладать исключительным правом участвовать в суде, в то время как стряпчие будут им помогать, давать правовые консультации клиентам по относительно несложным правовым вопросам», – сказал Коновалов. Сейчас, по его мнению, в России наблюдается «перекос» в сторону адвокатов, работающих в уголовно-правовой сфере, и во взаимодействии с адвокатской корпорацией необходимо исправить это положение.
Еще одно важное заявление, сделанное главой Минюста во вторник, касалось тайны переписки. По словам Александра Коновалова, его ведомство не усмотрело нарушений законодательства в положениях, которые позволяют правоохранительным органам без санкции суда читать частную переписку граждан, передает РИА «Новости».
По его словам, эксперты Министерства юстиции не нашли прямых противоречий данной нормы действующему законодательству. «Если содержание, сама субстантивная часть вызывает сомнение, то для разрешения этих сомнений есть один путь – судебный, вплоть до Конституционного суда», – сказал Коновалов.
Напомним, приказ главы Минкомсвязи Игоря Щеголева «Об утверждении требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий» был утвержден Минюстом 6 июля и вступил в силу 21 июля.
Этот документ позволяет правоохранительным органам проверять письма, посылки, бандероли и другие почтовые отправления граждан. Почтовики должны обеспечить уполномоченному органу доступ к почтовым отправлениям, информации об оказанных услугах почтовой связи, а также к информации об отправителях и адресатах.
С 21 июля силовики также получили доступ к базам данных операторов почтовой связи, откуда может быть получена информация о пользователе услугами почтовой связи, его почтовом адресе и об оказанных услугах почтовой связи.
В качестве реакции на документ правозащитники заявляли, что разрешение досматривать почтовые отправления граждан без решения суда нарушает конституционные и потребительские права граждан.
Борцы за права ссылаются на статью 23 Конституции РФ, согласно которой «каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения». В Минкомсвязи, в свою очередь, уверяют, что приказ министерства Конституции не противоречит.