После того как в ночь на 27 апреля начальник ОВД «Царицыно» 31-летний Денис Евсюков устроил бойню в супермаркете на юге столицы (три человека погибли, шестеро получили ранения), в СМИ появилось множество версий причин трагедии.
А я нисколько не раскаиваюсь. Вслед за мной паровозиком пойдут мои начальники – Барышниковы и Агеевы
В качестве возможных вариантов назывались ссора с супругой, временное помутнение рассудка и злоупотребление спиртным. В пятницу появилась версия, что истинной причиной кровавой расправы стали кадровые перестановки в УВД Южного округа, которые в одночасье лишили майора высокопоставленных покровителей.
Круговая порука
«У нас в Южном округе начальником становится тот, кто «отчисляет» деньги «наверх», Евсюков хорошо усвоил это и регулярно носил конвертики своему покровителю Олегу Барышникову, который в то время возглавлял окружной уголовный розыск (ОУР)», – приводит газета «Известия» слова старшего оперуполномоченного УВД Южного округа Андрея Романова.
Как рассказал коллега Евсюкова, в УВД Южного округа столицы ценится тот, кто умеет добывать деньги. «Евсюков начал с того, что завел двух «молодцов», которые «трясли» для него киоски. Затем он начал брать деньги с родственников тех, кто объявлен в розыск, – говорит оперативник. – За 5 тыс. долларов родственник опознает неизвестный труп, и находящийся в розыске по документам мертв: можно распоряжаться квартирами, прочим наследством, получать пенсию».
При этом милиционер считает, что и должность начальника ОВД «Царицыно» Евсюков получил не просто так. В 2005 году, когда Евсюков стремительно зашагал вверх по служебной лестнице, должность начальника криминальной милиции стоила ему 15 тыс. долларов, начальника ОВД – 25 тыс. долларов.
Коллеги Евсюкова убеждены, что у него были два высоких покровителя – Олег Барышников, ставший впоследствии заместителем начальника УВД Южного округа Москвы, и сам начальник УВД Виктор Агеев.
За неделю до того, как Евсюков расстрелял людей, Агеев подал в отставку. По словам Романова, сотрудники ФСБ начали проверку в его округе и кое-что выявили. Вслед за Агеевым подал в отставку его заместитель Барышников. Его отставку еще не приняли, потому что он незамедлительно слег в госпиталь, где и находится по сей день.
«Как мне сказали сотрудники, в отношении Барышникова возбуждено уголовное дело по двум статьям: «Превышение полномочий» и «Создание организованной преступной группы», – говорит Романов. Когда Евсюков лишился своих покровителей, в одночасье рухнула та система, при которой он припеваючи жил. Не исключено, что это и стало причиной срыва.
«Когда через три часа после задержания к Евсюкову в камеру вошел следователь, Евсюков спокойно сказал: «А я нисколько не раскаиваюсь. Вслед за мной паровозиком пойдут мои начальники – Барышниковы и Агеевы», – приводит издание слова неназванного источника в правоохранительных органах. – Кажется мне, это больше похоже на правду, чем рассказ генерала Владимира Пронина о том, что Евсюков плакал и твердил ему: ничего не помню, не помню, как убивал».
По карьерной лестнице
Должность начальника криминальной милиции стоила 15 тыс. долларов, начальника ОВД – 25 тыс. долларов
«В 1999 году к нам на должность оперуполномоченных пришли два 22-летних мальчика, – приводят «Известия» слова старшего оперуполномоченного по особо важным делам оперативно-розыскного отдела УВД Южного округа Марины Чуб. – Леша Елисеев и Денис Евсюков быстро влились в коллектив. Но вскоре коллеги стали замечать, что друзья уж больно разные. Если Елисеев старался быть с народом, то Евсюков держался поближе к начальству».
По словам коллег, Денис никогда не принимал участия в общих застольях. «Много пишут, что он пил, зашивался, кодировался! Это ложь, – говорит старший оперуполномоченный Андрей Романов. – Он вообще не пил. Точнее, знал, с кем пить и ради чего. В то время оперативно-розыскной отдел возглавлял Сергей Соловьев. Он был слаб по части спиртного. Евсюков это четко просек и частенько захаживал к нему в кабинет с бутылкой».
Вскоре Соловьев назначил Евсюкова своим заместителем. А в 2004 году, когда Соловьев ушел на пенсию, отдел возглавил Денис. Он же устроил проводы благодетеля – за свой счет закатил шикарный банкет в ресторане «Авиньон».
Отец за сына
Столь стремительной карьерой 31-летний начальник ОВД «Царицыно» обязан отцу Виктору Евсюкову, а также бывшему начальнику московской милиции Владимиру Пронину.
Виктор Евсюков приехал в Москву из Курской области задолго до Пронина – в середине 1970-х. Дослужившись до начальника отдела вневедомственной охраны Юго-Восточного округа, он, возможно, посодействовал поступлению сына в Московский институт МВД, а затем устроил его к себе в ОВД. Денис проработал там всего полгода. Запомнился тем, что за это время написал два десятка рапортов, из-за которых уволили «по статье» несколько сотрудников. Скорее всего, именно по этой причине отец и попросил сына поискать другое место. Денис обиделся и в дальнейшем избегал разговоров об отце. По мнению коллег, он считал, что родитель, несмотря на высокую должность, был и остался «простым деревенским мужиком».
Непростой начальник
Став начальником, Евсюков изменился. Из неразговорчивого паренька превратился в грозного крикливого шефа, не терпящего возражений. Больше всего уделял внимание «показателям раскрываемости», стал их повышать, заставляя оперов «вешать» нераскрытые убийства на бомжей.
Вместе с тем он начал избавляться от коллег. Причем спроваживал их не «по собственному», как принято, а «по статье». Первым делом Евсюков выгнал Марину Чуб, которая занималась резонансными убийствами, а также вела дело по розыску Мавроди. «Формально он отправил меня на пенсию, а практически продал мое место за тысячу долларов», – рассказывает Марина Чуб. В криминальной милиции Евсюков поувольнял пол-отдела.
На одном сабантуе в кафе, незадолго до расстрела в универсаме, он повздорил с кем-то из посетителей, выхватил газовый пистолет и начал стрелять по людям. На место происшествия приехали сотрудники МУРа. Но нашелся покровитель, который замял эту историю. Поскольку пистолет был газовый, в милицейской сводке прописали, что Евсюков распылил газ из баллончика.
«Дело замял Агеев, – говорит источник «Известий». – Начальство своих не сдает. К тому же на Евсюкова у наших начальников были большие виды».