Улан-Удэнский авиазавод официально заключил с фирмой Airfreight Aviation Ltd. (Объединенные Арабские Эмираты) контракт на 22 вертолета Ми-17 для армии Ирака, сообщает «Интерфакс».
Под обозначением Ми-17 скрывается очередная модернизация легендарной «восьмерки», остающейся в производстве с 1966 года
Этот контракт оплачивается из средств министерства обороны США. В связи с этим следует отметить резкий рост производства вертолетов в России в первом квартале текущего года, что вместе с гражданским судостроением обеспечило, несмотря на кризис, прирост производства предприятий ОПК на 3,7% по отношению к соответствующему периоду 2008 года.
Напомним, речь идет о 22 вертолетах двойного назначения типа Ми-17, которые министерство обороны США намерено передать армии Ирака. Базирующаяся в ОАЭ компания Airfreight Aviation Ltd., являющаяся сертифицированным сервисным центром обслуживания и ремонта вертолетов марки «Ми» на Ближнем Востоке, выступает в этой сделке посредником. Дело в том, что по американским законам министерство обороны имеет право после соответствующих согласований в конгрессе закупать для своих нужд импортную технику и вооружение, однако не может напрямую передавать ее третьей стороне. В случае с фирмой-посредником схема значительно упрощается.
Сообщения о планах закупок Ми-17 для Ирака впервые появились около двух лет назад, однако лишь на прошлой неделе Пентагон подтвердил свои планы. Курировать сделку с американской стороны поручено компании Aeronautical Radio Incorporated. Прежде чем вертолеты будут переданы Ираку, их дооснастят силами модернизационного центра ВВС США в штате Джорджия.
Подробности модернизации неизвестны, однако, судя по названной стоимости одного вертолета – 2,4 млн долларов, – она будет неглубокой. По некоторым сведениям, просочившимся в СМИ, модернизация сведется к установке американского радиосвязного оборудования, системы GPS военного образца и, возможно, установке локальной бронезащиты рабочих мест экипажа и грузовых инерционных подъемников (которые используются в режиме висения для приема на борт людей и небольших грузов) западного производства. Кроме того, часть машин будет оборудована огневыми точками и, возможно, подвесками для съемного вооружения (последнее недостоверно). Полная сумма контракта на 22 вертолета оценивается в 80 млн долл.
Под обозначением Ми-17 (а точнее, Ми-171) скрывается очередная модернизация легендарной милевской «восьмерки», вертолета Ми-8, остающегося в производстве с 1966 года. Ми-17 – это общее экспортное обозначение значительно модернизированной модификации Ми-8МТ, находящейся в серии с середины 1980-х годов. В 1991 году начато производство новой модификации Ми-8АМТ. Экспортная версия этого вертолета, выпускаемая Улан-Удэнским авиазаводом, известна под обозначением Ми-171. Именно такие вертолеты предназначены для Ирака.
Не следует, однако, думать, что современные «восьмерки» представляют собой те же машины, что впервые вышли из цехов Лыткаринского вертолетного завода 43 года назад. За время производства на серийных вертолетах сменились как минимум три типа двигателей (сейчас часть машин выпускается с четвертым типом – ВК-2500), четыре типа несущих винтов, глубоким изменениям подвергались главный редуктор, трансмиссия, рулевые винты, не говоря уже о внутреннем оборудовании.
Современные Ми-8/Ми-17 похожи на своих предков лишь внешне. Впрочем, Ми-8МТВ-5 с его «дельфиньим носом» и модернизированными створками десантного отделения напоминает прототип лишь отдаленно. Такие машины уже поступают на вооружение российских ВВС.
Во всем мире удачные вертолеты являются долгожителями – тут прогресс не столь стремителен, как в самолетостроении. Удачные модели и на Западе выпускаются по 30–40 лет, как, например, морской вертолет Sikorsky S-61 и десятки его многочисленных военных и гражданских вариантов, среди которых наиболее многочисленное семейство SH-3 Sea King находится в производстве с 1959 года. Надо отдать должное гению великого авиаконструктора Михаила Леонтьевича Миля и сотрудников его КБ, спроектировавших вертолет на все времена.
Частичный функциональный аналог и конкурент Ми-8, выдающийся вертолет Bell UH-1Iroquois, один из самых массовых в вооруженных силах многих стран мира (с 1959 года построено более 10 тысяч экземпляров, включая гражданские варианты), в США состоит сегодня только на вооружении Корпуса морской пехоты (UH-1Y), Стратегического командования (UH-1H/M) и некоторых частей спецназа (UH-1N). Но основная транспортно-боевая машина Вооруженных сил США сегодня – Sikorsky UH-60 Black Hawk (в производстве с 1979 года), начавшая вытеснять «Ирокезы» в середине 1980-х годов. Текущая серийная модификация, UH-60M, останется на вооружении как минимум до 2020-х годов.
Конструкция UH-1 получилась очень «плотной», допускающей лишь ограниченный цикл модернизации. Машина Миля за счет более разнесенной компоновки допускает гораздо более глубокие изменения. Если считать Ми-8 аналогом UH-1 ранних версий, то Ми-8МТВ-5 (особенно с двигателями ВК-2500) по характеристикам не уступает (а местами и превосходит) UH-60M. Западные конкуренты критикуют «восьмерки» за отсутствие бронирования десантного отделения, где расположены топливные баки, однако необходимость такой защиты – вопрос спорный. От «серьезных» средств поражения такая броня все равно не защищает (лишний вес), а взрывопожаробезопасность топлива у нас обеспечивается иными мерами: заполнением баков специальной полиуретановой пеной (вроде губки), полностью исключающей взрыв и горение топлива.
Так или иначе, «восьмерки» на мировом рынке расходятся как горячие пирожки. Парк мировой авиации в 2008 году пополнился на 114 машин семейства Ми-8/17, причем половина из них – 49 машин – построены в Улан-Удэ. По информации пресс-службы ОПК «Оборонпром», «согласно утвержденному производственному плану ОАО «Вертолеты России» по выпуску вертолетов на 2008–2010 годы, в 2009 году будет построен как минимум 231 вертолет», что обеспечит прирост производства на 74%. Таким образом, российские предприятия выходят на второе место в мире по производству винтокрылых машин, уступая лишь концерну Eurocopter, который держится на первой позиции только благодаря производству вертолетов легкого класса. К сожалению, по этой позиции Россия отстает, несмотря на наличие готовой для серии модели, даже официально принятой на вооружение – казанского «Ансат-У». К несчастью, на текущий год закупок этих вертолетов по ГОЗ не предусмотрено. Известно, что казанские конструкторы работают сейчас над усовершенствованием несущей системы «Ансата», ресурс которой (около 200 часов) справедливо признан совершенно недостаточным для современной машины.
Тем временем география применения милевских машин расширяется. Согласно заключенному в 2008 году контракту, 10 боевых Ми-35 получат ВВС Бразилии. Заключен контракт на 1 млрд долл. на поставку 90 Ми-17 новейших модификаций для индийских ВВС. Ведутся переговоры о продаже партии из 90 машин для Саудовской Аравии. Потенциальными заказчиками также являются Йемен, Мексика, Перу и страны СНГ. В этом месяце из Казани в Астану прибыли первые (из новой партии) два Ми-8МТВ-5 с двигателями ВК-2500 для Сил воздушной обороны Республики Казахстан. ВС РК уже эксплуатируют 17 таких вертолетов, предполагается закупка еще 10.
Объем ГОЗ на вертолеты в настоящее время пересматривается в сторону увеличения. Первоначально планировалось до 2010 года поставить в войска до 30 новых машин всех типов (из них как минимум 12 боевых), однако в свете последних решений по авиапрому, принятых по итогам недавнего совещания с участием президента Медведева, к ним, возможно, добавится еще 32 вертолета. Впрочем, до сих пор точные цифры ГОЗ пока не озвучены, ожидается, что окончательные решения будут приняты в первых декадах апреля.
Несмотря на очевидный успех серии Ми-8/17, ряд вопросов не находит пока ответа. Понятно, что даже самая совершенная техника со временем стареет морально. Такая судьба неизбежно ожидает и «восьмерки». Однако о «преемнике» удачной машины, которой должен был стать вертолет Ми-38, уже очень давно ничего не слышно. Разработка этого вертолета ведется с середины 1980-х, его модели регулярно демонстрируются на международных и внутренних выставках, но никаких данных, указывающих на подготовку серийного производства или даже производства первого прототипа, нет.
Такое впечатление, что проект остановился на том этапе, на котором он был заморожен в середине 1990-х. Очевидно, что если «Вертолеты России» к 2020-м годам хотят иметь в серии новую машину, то полет прототипа должен состояться не позднее 2010-го – 2012-го. Тем временем руководство холдинга хранит гробовое молчание и старательно избегает отвечать на этот вопрос на официальных пресс-конференциях.