«Следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (СКП РФ) по Центральному федеральному округу завершено расследование уголовного дела по факту пожара в ноябре 2007 года в Чернском доме-интернате для престарелых и инвалидов, расположенном в селе Велье-Никольское Тульской области, в результате которого погибли 34 человека», – говорится в сообщении, размещенном на сайте ведомства.
В ходе следствия стало очевидным попустительское отношение местных властей к тому, что творилось в интернате
«По делу проведено четыре осмотра места происшествия, результаты которых свидетельствуют, что в жилых комнатах и кабинетах персонала дома-интерната допускались нарушения правил монтажа и эксплуатации внутренних электрических сетей, а также правил пользования бытовыми электрическими приборами. Кроме того, установлены грубые нарушения норм пожарной безопасности, которые находятся в причинной связи с наступлением последствий пожара.
Из показаний лиц, проживавших в доме-интернате, следует, что администрация дома-интерната пользоваться электроприборами в комнатах не запрещала, несмотря на то что и ранее имели место случаи короткого замыкания, электропроводка была изношена и нуждалась в срочной замене.
Из полученных документов усматривается, что схемы электроснабжения здания не имелось, внутренние электрические сети не менялись с момента постройки здания (1954 год)», – отчитались следователи.
В итоге руководителей соцучреждения было решено привлечь к уголовной ответственности: «Директору дома-интерната Ю. Николаеву и его заместителю А. Авдошину предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 219 УК РФ («нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц»). Им избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде».
В настоящее время потерпевшие и обвиняемые знакомятся с материалами уголовного дела, после чего его направят прокурору для утверждения обвинительного заключения.
Если вина представителей администрации дома престарелых будет доказана, им грозит заключение на срок до семи лет.
А руководитель Департамента социального развития населения администрации Тульской области уже получил особое предписание. Дело в том, что в ходе следствия стало очевидным попустительское отношение местных властей к тому, что творилось в интернате.
«Департаментом не осуществлялся должный контроль выполнения Николаевым и Авдошиным возложенных на них должностных обязанностей по обеспечению прав граждан, нуждающихся в силу возраста и состояния здоровья в особой социальной защите, созданию безопасных условий их проживания. Финансирование противопожарных мероприятий своевременно не осуществлялось», – указывают в СКП.
В ответ на предписание в департаменте отчитались, что «все 44 учреждения с круглосуточным пребыванием граждан уже оснащены системами автоматической пожарной сигнализации и системами оповещения. Внесены изменения в закон «Об областной целевой программе «Пожарная безопасность Тульской области на 2008–2010 годы».
Также следствие внесло представление начальнику главного управления МЧС России по области о необходимости закрывать учреждения данного вида «в случае выявления грубого нарушения правил пожарной безопасности и непринятия мер по их устранению».
После чего сотрудники МЧС по Тульской области провели проверки всех учреждений соцзащиты, по результатам которых возбуждено 102 административных дела, по 64 из них назначено наказание в виде штрафа, по 12 судом принято решение об административном приостановлении деятельности учреждений.
Напомним, трагедия в села Велье-Никольское Чернского района Тульской области разыгралась в ноябре 2007 года.
Администрация интерната пользоваться электроприборами в комнатах не запрещала, несмотря на то что и ранее случались короткие замыкания
На момент возгорания в двухэтажном доме-интернате 1954 года постройки находились около 300 человек, большинство из них – лежачие инвалиды. Сообщение о пожаре в МЧС поступило лишь через полчаса после его начала. И медперсоналу пришлось буквально на руках выносить их из горящих помещений. Десятки людей на втором этаже оказались отрезанными от выхода огнем, и единственным спасением для них оказались окна, на которых, к счастью, не было решеток.
Представители спецслужб отмечают, что причиной быстрого распространения огня стали перекрытия – хотя снаружи дом покрыт кирпичом, внутри все перекрытия и лестничные марши так и оставались деревянными.
А причиной возгорания стало короткое замыкание электропроводки. «Сама проводка старая, и несколько месяцев назад администрации дома престарелых было выдано предписание заменить ее, однако этого так и не произошло», – сказал тогда представитель регионального МЧС.
За два месяца до смертоносного пожара руководству дома престарелых было предписано оборудовать здание пожарной сигнализацией, но и это требование выполнено не было. По итогам проверок в суды дважды направлялись материалы, однако суд оба раза отказался приостановить деятельность этого объекта, отметил представитель МЧС.
Нарушение правил пожарной безопасности было зафиксировано и после недавнего пожара в доме престарелых в поселке Подъельск Республики Коми, в ходе которого погибли 23 человека.
После этой трагедии президент Дмитрий Медведев, назвавший ситуацию в соцсфере «запредельно циничной», инициировал масштабную проверку медицинских соцучреждений. В ходе ее первого этапа были проверены более 9 тыс. подобных объектов, в органы прокуратуры были направлены более 3 тыс. представлений, из-за вопиющих нарушений было решено закрыть почти 200 учреждений соцзащиты. Также в ходе проверки выяснилось, что более 100 соцучреждений вообще не имеют правового статуса. К административной ответственности привлечены более 2 тыс. юридических лиц, более 400 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, возбуждено 3,5 тыс. дел об административном правонарушении.
Глава Министерства по чрезвычайным ситуациям России Сергей Шойгу, отчитываясь о первых результатах проверок, отметил, что «устранение выявленных недостатков взято под жесткий контроль МЧС РФ». Он потребовал до 1 июля устранить все выявленные нарушения, а к концу года привести эти объекты в приемлемое состояние.