В авиакомпании «Сибирь» считают, что инвалида по зрению первой группы Павла Обиуха не пустили на борт самолета, поскольку агент по продаже билетов при бронировании не уведомил авиакомпанию о том, что Обиух относится к особой категории пассажиров, передает РИА «Новости»
Внутренние правила не должны нарушать права человека, за это нужно серьезно наказывать авиакомпанию
«10 февраля 2009 года Павел Обиух приобрел билет на рейс авиакомпании через агента по продаже билетов – компанию «РусАэро». При бронировании билета агент согласно Федеральным авиационным правилам и правилам перевозок авиакомпании «Сибирь» должен был уведомить авиаперевозчика о том, что Павел Обиух относится к особой категории пассажиров, – говорится в комментарии авиакомпании «Сибирь». – Таким образом, агент должен был согласовать возможность перелета пассажира, лишенного зрения, с авиакомпанией. Агент не выполнил технологию подтверждения перевозки для данной категории пассажиров, что подтверждается информацией в системе бронирования».
В свою очередь представитель «РусАэро» заявил, что у компании есть копия бронирования билета, в которой указана дополнительная информация – то есть сведения об инвалидности Павла Обиуха, передает РИА «Новости». Он объяснил, что вписать что-либо задним числом в это документ невозможно. Компания выразила готовность предъявить свой архив на тот случай, если будет проводиться расследование.
Авиакомпания также ранее заявляла, что может привести доказательства в пользу своей версии. В связи с этим сотрудник «РусАэро» предположил, что S7 могла не получить дополнительную информацию по каким-либо техническим причинам – например, из-за нестыковки программного обеспечения системы бронирования.
Инцидент произошел в среду, когда Обиух собирался лететь рейсом 026 в 19.45 мск из аэропорта Домодедово в Казань в командировку по заданию региональной общественной организации инвалидов «Перспектива». Однако на борт самолета его не пустили, ссылаясь на внутреннюю инструкцию, и в итоге он вынужден был купить билет другой авиакомпании.
По словам инвалида, представитель «Сибири» сообщил, что по инструкции человек с инвалидностью по зрению не может лететь без сопровождения человека или собаки-поводыря.
Сам пострадавший инвалид намерен отстаивать свои права в судебном порядке и потребовать от обидчиков один миллион рублей, сообщил юрист организации «Перспектива» Максим Ларионов.
«Павел вернется из командировки в пятницу, мы подробно выясним все обстоятельства и подготовим необходимые документы для подачи судебного иска. Думаю, что к концу следующей недели все документы будут готовы», – сказал Ларионов.
Между тем на защиту Павла Обиуха уже встал и Роспотребнадзор. «Мы готовы в соответствии с законодательством вступить в процесс и попросить», – заявил глава ведомства Геннадий Онищенко, передает «Интерфакс».
С инициативой по защите прав инвалидов выступил и известный адвокат, член Общественной палаты (ОП) РФ Анатолий Кучерена, который готов лично инициировать судебные иски по фактам ущемления прав инвалидов, таким как инцидент с инвалидом по зрению Павлом Обиухом, передает РИА «Новости».
«Внутренние правила не должны нарушать права человека, за это нужно серьезно наказывать авиакомпанию, и если это будет продолжаться, я, как председатель комиссии по контролю за деятельностью правоохранительных органов, буду вынужден сам инициировать иски в суды и сам заниматься этими проблемами», – заявил Кучерена, комментируя действия «Сибири».
Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин жестко осудил действия авиакомпании «Сибирь». «Это полное безобразие, неуважение к человеку, нарушение его прав на передвижение, вопиющее дело – в конце концов просто свинство!» – подчеркнул Лукин, слова которого приводит «Интерфакс».
Более того, прецедентом с Обиухом заинтересовалась и Генпрокуратура. «По данному случаю, который мы считаем вопиющим, безусловно, будет проведена проверка», – заявила в четверг официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева, напомнив, что у прокуратуры ранее уже были претензии к авиакомпании «Сибирь».
В прокуратуре намерены выяснить, почему S7 не устранила нарушения закона, выявленные в ходе предыдущей проверки. В 2008 году было установлено, что ряд правил авиакомпании противоречит законам о защите прав потребителей и социальной защите прав инвалидов.
«В ходе проверки мы выясним также, почему не были устранены нарушения закона, выявленные прокуратурой во внутриведомственных документах», – цитирует Гридневу «Интерфакс».
Как уже писала газета ВЗГЛЯД прецедент с Павлом Обиухом не первый, когда люди с ограниченными возможностями выдвигают претензии к владельцу бренда S7 авиакомпании «Сибирь». Так, 17 октября 2008 года Черемушкинский суд Москвы частично удовлетворил иск женщины-инвалида Натальи Присецкой, которую не пустили в самолет без сопровождающего, взыскав с ответчиков 50 тыс. рублей. Кроме того, авиакомпания оштрафована на 25 тыс. рублей.
30 июня Наталья Присецкая, которая так же, как и Павел Обиух, является сотрудником общественной организации «Перспектива», приехала в аэропорт Домодедово и прошла регистрацию на рейс до Владикавказа. Затем в медпункте ее обследовали врачи, после чего на специальной машине привезли к самолету. Сотрудник аэропорта поднялся на борт, чтобы предупредить экипаж о пассажире-инвалиде. Однако Наталье отказали в посадке в самолет на том основании, что она летит без сопровождения. Стюардесса, от которой исходил отказ, на просьбу Натальи спуститься для объяснений не откликнулась. Свою фамилию сотрудница называть также отказалась. «Я сидела внизу, в то время как мой багаж уже снимали с рейса, и ничего не могла сделать», – рассказывала на судебном процессе г-жа Присецкая.
Более того, пока авиакомпания разбиралась с иском Натальи Присецкой, о нарушении собственных прав заявила еще одна пассажирка-инвалид – журналистка из Хабаровска Татьяна Седых.
Как рассказала Седых в эфире «Эха Москвы», она следовала рейсом из Хабаровского края в Москву. Татьяна – инвалид детства, передвигается только с помощью костыля и трости, но в салоне самолета стюардесса отобрала у нее трость и костыль и объяснила, что правила авиакомпании «запрещают, чтобы такие предметы находились в салоне».
«Чтобы добраться до туалетной комнаты, я была вынуждена опираться на спинки кресел других пассажиров. А когда мы прилетели в аэропорт Домодедово, я была вынуждена долго ждать, пока мой костыль найдут в багажном отделении», – рассказала Седых.
Кроме Натальи Присецкой и Татьяны Седых в подобной ситуации оказалась и инвалид-колясочник Александра Дугарова. 29 сентября она возвращалась в Улан-Удэ из Санкт-Петербурга. В аэропорту Пулково-1 бортэкипаж S7 не пустил Александру на обратный рейс, ссылаясь на внутренние правила компании. После разбирательств она смогла прилететь в Улан-Удэ только 1 октября.