Управление Федеральной службы судебных приставов (ФСПП) по Московской области объявило о новом наступлении на нерадивых должников: теперь их машины будут разыскивать с помощью автомобильных холдингов и сервисов.
Это сделано для того, чтобы злостные неплательщики, которые пытались скрыть свое имущество от судебных приставов, были лишены такого шанса
«Суть этой новации в том, что теперь судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в автомобильный холдинг с запросом о предоставлении информации о времени и дате прохождения должником планового техосмотра, планово-внепланового ремонта автомашины, а также о фактах сдачи автомобиля в trade-in (замена старого автомобиля на новый)», – приводит слова представителя управления ИТАР-ТАСС.
«Это сделано для того, чтобы злостные неплательщики, которые пытались скрыть свое имущество от судебных приставов, были лишены такого шанса», – пояснил он.
Теперь автомобильный холдинг обязан предоставить судебному приставу карточку прохождения планового ТО должником с указанием даты, времени и места нахождения техцентра. Приставу также должны быть переданы сведения о планово-внеплановом ремонте машины должника, контактная информация о неплательщике и информация о сдаче должником автомобиля в trade-in.
«Получив все эти сведения о должнике, работники отдела розыска УФССП передают информацию в структурное подразделение, в производстве которого находится розыскное дело», – рассказали в управлении.
По словам представителя УФССП МО, такая схема уже «приносит положительные результаты».
Впервые она была реализована судебным приставом-исполнителем Коломенского районного отдела УФССП. В ходе поисков имущества должника он направил запросы в ГИББД о дате прохождения ежегодного ТО машины, а также в налоговую службу об организациях, занимающихся ремонтом автомобилей в Коломне и Коломенском районе, и в автосервисы на предмет возможного ремонта разыскиваемого автотранспорта.
«Благодаря этим действиям на следующий день была получена информация, что машина должника находится на ремонте в одном из автосервисов. Судебный пристав выехал на автопредприятие и составил акт о наложении ареста на авто».
Напомним, о похожей инициативе заявило весной Управление службы судебных приставов Санкт-Петербурга. По новым правилам должники, владеющие автомобилем, лишились возможности не только проведения регистрационных действий с машиной (поставить на учет, снять с учета), как это было ранее, но и прохождения техосмотра.
Работники ГИБДД в соответствии с новым положением могут отказать должнику в техосмотре и сообщить эту информацию приставам. Последние должны приехать на станцию и предложить должнику погасить долг на месте. В случае отказа машина может быть арестована и в конечном итоге даже продана для погашения долга.
Но, по мнению вице-президента Движения автомобилистов России Леонида Ольшанского, инициативы подмосковных приставов вряд ли смогут радикально изменить ситуацию.
«Я вижу здесь слабое звено, – пояснил он в интервью газете ВЗГЛЯД. – У нас нет закона, который обязывал бы автосервисы передавать информацию о таких автомобилях. Кроме того, возникает вопрос: а что делать с телевизорами, которые отдают в починку, с платьями, которые шьют в ателье, – их тоже изымать? В целом, на мой взгляд, это приведет только к одному: эти люди не будут ремонтировать машины в крупных сервисах, а будут делать это «у дяди Васи в гараже».
Такие меры не помешают тем, кому надо, избегать встречи с приставом, – продолжил Ольшанский. – Не следует забывать, что у нас большая половина машин оформлена на родителей, бабушек, братьев и сестер и т. д. На мой взгляд, эта мера принята не для того, чтобы должники расплачивались с долгами, а как еще один шаг в сторону необоснованной концентрации власти в руках судебных приставов».
Это приведет только к одному: эти люди не будут ремонтировать машины в крупных сервисах, а будут делать это «у дяди Васи в гараже
Между тем пресс-служба ФСПП распространила заявление, в котором сообщает еще об одном методе взыскания долгов.
«В практике судебных приставов-исполнителей встречаются случаи, когда у должника отсутствует имущество, на которое возможно обратить взыскание в счет погашения долга. В этом случае в соответствии со ст. 77 федерального закона от 02.10.2007 № 229 «Об исполнительном производстве» возможно обратить взыскание на имущество должника, находящееся у третьих лиц», – говорится в сообщении ведомства.
В качестве положительного примера в ФСПП приводят опыт Приморского управления: судебный пристав-исполнитель, которому надлежало взыскать у должника тысячу рублей, не обнаружил у него никакого имущества, зато установил, что на имя его подопечного в компании сотовой связи зарегистрирован абонентский номер. В итоге пристав обратился в суд с заявлением о взыскании денежных средств, поступающих на счет абонентского номера должника.
«Указанное заявление судом удовлетворено в связи с тем, что денежные средства вносятся абонентами в компанию сотовой связи в качестве аванса и не принесут ущерб данной фирме. В результате указанных действий сумма долга, исполнительский сбор и расходы по совершению исполнительных действий оплачены в полном объеме. Суд подтвердил законность указанных действий судебного пристава-исполнителя», – отмечает пресс-служба ведомства.
По мнению адвоката МКА «Князев и партнеры» Антона Матюшенко, новые инициативы, предложенные приставами, являются не только законными, но и достаточно эффективными.
«На мой взгляд, эти решения абсолютно соответствуют закону, – рассказал газете ВЗГЛЯД Антон Матюшенко. – Конституцией РФ предусмотрены права, которые защищает государство, но там есть оговорка, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права других лиц. У нас государство защищает в первую очередь права кредитора, которые нарушает должник, не выплачивая денежные средства. Поэтому государство разрешает судебным приставам различные меры воздействия. Если же нарушаются права должника, он может обжаловать действия должностных лиц в суде.
На практике многие люди относятся к судебным приставам безразлично, поэтому государство вынуждено предусматривать такие меры».
«Эта мера должна быть достаточно действенной, так как многие граждане имеют обыкновение записывать имущество на других лиц. Впрочем, теперь, вероятно, многие должники будут регистрировать номера мобильных телефонов на других людей. Но это палка о двух концах, поскольку не исключена и обратная ситуация: приставы могут списывать деньги со счетов, которые оформлены на должников, но пользуются этими номерами другие люди. В таком случае последние могут обратиться в суд, и если они сумеют доказать, что приставы взыскали средства с них, а не с должника, думаю, суд может встать на их сторону», – заключил адвокат.