Сомалийские пираты, со 2 октября удерживавшие испанский тунцелов Alakrana, освобождают судно, сообщает Reuters со ссылкой на одного из захватчиков. Пираты заявили, что получили от правительства страны выкуп в размере 4 млн долларов. Это первый случай, когда выкуп платит не судовладелец, а государство.
В полутора милях от Alakrana вблизи порта Харадхере стоит захваченный тунцелов Thai Union 3 с российским экипажем на борту. В заложниках у пиратов находятся 23 члена экипажа. Председатель Балтийской территориальной организации Российского профсоюза моряков Александр Бодня рассказал газете ВЗГЛЯД, будут ли освобождать российский экипаж по «испанскому сценарию» и послужит ли в принципе история с Alakrana прецедентом.
Александр Бодня полагает, что России вряд ли придется платить за своих моряков (Фото: sur.ru) |
– Александр Михайлович, разделяете ли вы опасения, что после такого исхода с испанским Alakrana пиратство выйдет на новый, «правительственный» уровень?
– Дело в том, что власти Испании захватили в заложники двух пиратов, и их возвращение на родину было одним из условий освобождения судна Alakrana, выдвинутых захватчиками. Поэтому ситуация разрешалась на государственном уровне. В итоге, как мы видим, сообщается о том, что пиратам заплачен выкуп, но об освобождении двоих их сообщников не говорится.
Но это особенная ситуация, в другой раз Испания наверняка поступит по-другому. Кроме того, думаю, правительство свои деньги не потеряет. Так или иначе эта сумма потом будет возмещена судовладельцем или страховой компанией.
– Возможен ли подобный сценарий освобождения в случае с Thai Union 3 с российскими моряками на борту?
– Не думаю, что наше государство будет платить. В целом надо отметить, что в последнее время появляется мало информации относительно Thai Union 3. Это хорошо. Молчание говорит о том, что активно ведутся переговоры, и ситуация, возможно, в скором времени разрешится.
– Нет ли у вас опасений, что судовладельцы, чьи корабли могут быть захвачены пиратами, начнут кивать на правительства, говоря, что платить должны они, приводя в пример этот прецедент?
– Нет. Алгоритм поведения судовладельцев уже отработан. Компания сразу назначает посредника, который ведет переговоры. Это занимает месяц, два, максимум три, после этого достигается соглашение.
– Как вы можете объяснить то, что до последнего дня испанские власти отказывались идти на какие-либо уступки, и внезапно стало известно о том, что выкуп все-таки будет передан?
– Такая тактика переговоров. Пираты ведь не просто захватывают суда и предъявляют свои требования, у них все продумано. Скажем, когда был захвачен экипаж Ариана (находится в плену с мая 2009 года), начала распространяться информация, что моряки страдают, болеют, в итоге вся Украина поднялась на уши, защищая их. Когда был захвачен танкер Фаина, пираты звонили нам, предлагали, чтобы я обратился к губернатору Санкт-Петербурга, к президенту, видимо, рассчитывали, что если возникает заминка с украинской стороной, может быть, они что-то получат от российской. Такая своего рода pr-поддержка. Пираты просчитывают все эти факторы, узнают общественное мнение, возможность оказать давление на правительство.
– Возможна ли в принципе ситуация, что пираты будут требовать выкуп у российского государства?
– Вряд ли российскому правительству предстоит выплачивать выкуп пиратам. Судов под российскими флагами в Аденском заливе не так много, ледоколы там не ходят.