О деятельности самого предприятия можно сказать лишь несколько слов в силу понятных причин секретности. Известно, что предприятие занимается утилизацией и переработкой артиллерийских боеприпасов, глубинных бомб, торпед и мин, в основном, в интересах Военно-морского Флота. Объемы утилизируемой амуниции впечатляют: за 2007 год, по данным Минобороны, было утилизировано около 800 тыс. боеприпасов, а за минувший – 1,5 млн тонн.
Отечественные ВВ все же опаснее тех, что применяются в странах НАТО
Всего в нашей стране имеется 18 подобных арсеналов, которые часто расположены в крупных городах, республиканских, областных и краевых центрах, включая Москву, Петербург, Липецк, Саранск, Пермь, Новосибирск, Владивосток и других.
В основном это боеприпасы производства 50–70-х годов. Распространенное мнение, что на военных складах до сих пор полно боеприпасов времен Великой Отечественной, не соответствует действительности. Точнее, соответствует ей лишь отчасти.
Дело в том, что во время войны, в условиях тотального дефицита всего и вся, для производства боеприпасов широко применялись разного рода суррогатные взрывчатые вещества, вроде аматола или аммонала: нестабильные и с малым сроком хранения, равно как и тротил, гексоген и прочие, выпущенные по упрощенным технологиям. Экспериментально доказано, что, например, тротиловая шашка, выпущенная в мирное время с соблюдением положенной технологии, с добавлением необходимых стабилизаторов и пластификаторов, способна храниться, не изменяя физико-химических свойств, 60–70 лет. Не так с ВВ военного производства. В отсутствие необходимых добавок образование пикратов, тротилатов и прочих жидких фракций превращает стойкую шашку тротила (которую можно расстреливать из пистолета без последствий) в капризное образование, боящееся яркого света, притока свежего воздуха и сотрясения. Это может вызвать если не детонацию (что, в общем, маловероятно), то самовозгорание шашки.
В войну это не имело значения: эшелоны боеприпасов, поступающие на фронт, расстреливались с колес. Военное руководство, прекрасно понимая, какую угрозу представляют горы бомб, мин и снарядов, снаряженных эрзац-взрывчаткой, вскоре после окончания боевых действий постаралось избавиться от опасного наследства: дешевые виды амуниции уничтожались или шли в переработку, дорогие (например, снаряды крупных калибров и авиабомбы) переснаряжались нормальными взрывчатыми веществами. Еще в Афганистане советская авиация использовала бомбы с выбитой на корпусе датой «1943 г.» (что и породило легенду), однако начинка боеприпасов была уже вполне современной.
Современные же ВВ, кроме порохов и веществ, применяющихся в капсюлях, детонаторах, например, ТЭН (тетранитро-N-метиланилин) или азид свинца и ряде боеприпасов спецприменения (как жидкие ВВ), сами по себе достаточно безопасны при хранении и должном обращении. Гораздо безопасней, например, чем сжиженные газы или горючие вещества, широко применяющиеся в промышленности и в быту. Однако при этом отечественные ВВ все же опаснее тех, что применяются в странах НАТО. Это выражается в большей чувствительности к внешним воздействиям, таким как температура, пламя, удар, трение, электроразряд, сдавливание и т.п., особенно после длительного хранения. Эта тенденция тянется с советских времен, когда ради удешевления производства для обеспечения огромной армии безопасностью хранения жертвовали сознательно, но, тем не менее, в допустимых пределах и лишь по сравнению с западными образцами. #{weapon}
Но гораздо более опасны ВВ в составе боеприпасов. Конечно, при хранении там, где это возможно, из боеприпасов удаляют взрыватели, гораздо более чувствительные к разного рода воздействиям, однако сама конструкция боеприпаса позволяет это не всегда. Например, в некоторых типах снарядов не всегда есть возможность удалить детонатор до полной разборки боеприпаса. В таком виде они и пребывают в ожидании утилизации, как правило, под открытым небом, в стандартной таре, сложенные штабелями на деревянных поддонах и укрытые брезентом. В заводской смазке они могут храниться так годами, не теряя своих свойств. В принципе, такие склады также достаточно безопасны, однако инициирующие вещества, содержащиеся в боеприпасах, очень чувствительны к воздействию огня.
Считается, что основной причиной катастроф на подобных предприятиях и арсеналах являются именно пожары, возникшие по естественным причинам (удар молнии), из-за коротких замыканий, а чаще – по халатности персонала.
Чем грозит подобная катастрофа? Разлет боеприпасов при взрывах, огонь, осколки, ударная волна – эти опасности очевидны. Но есть и иные факторы. Например, многие взрывчатые вещества при горении без взрыва или термическом разложении выделяют вещества, опасные для жизни и здоровья, такие как нитраты, фосфаты и сернистые соединения. Вдыхание продуктов сгорания может вызвать отравление, нанести непоправимый ущерб здоровью и даже привести к смерти. Горение большой массы ВВ может создать при неблагоприятном направлении ветра опасные концентрации таких веществ на отдельных направлениях.
Кроме того, при термическом разложении большой массы азотосодержащих веществ (а большинство взрывчатых веществ содержат много азота) в присутствии веществ хлорсодержащих, коих также немало в боеприпасах, например в некоторых типах торпед, может образовываться фосген – боевое отравляющее вещество. Насколько известно, на 31-м арсенале торпеды имеются.
Еще одна опасность – радиоактивные вещества, содержащиеся в некоторых типах боеприпасов, например в неконтактных взрывателях морских мин. О повышении уровня радиационного фона наш корреспондент также сообщает, однако подобное явление (повышение фона) часто сопровождает крупные пожары, например степные и лесные, когда под действием огня в воздух выбрасывается большое количество радиоактивных изотопов, содержащихся, например, в деревьях в качестве естественного фона. Как правило, подобное кратковременное увеличение фона не превышает максимальных норм и не угрожает здоровью населения.
В завершение следует сказать, что несмотря на любые меры безопасности, подобные катастрофы происходили всегда. И будут, к сожалению, происходить впредь, как на любом опасном производстве. Все причины возникновения таких катастроф предусмотреть практически невозможно. Остается только принимать меры по минимализации их последствий.