Концерн «Вега», специализирующийся на производстве беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), ведет работы по системам морского базирования, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на представителя концерна.
Для решения многих задач беспилотники предпочтительней самолетов и вертолетов
По его словам, перспективные комплексы предназначены для размещения на кораблях, катерах и в прибрежных зонах, а в будущем – и на перспективных авианосцах ВМФ. Кроме того, источник сообщил, что концерном уже разработана концепция использования беспилотных технических средств в системе береговой охраны.
Представитель КБ «Луч», которое входит в состав «Веги», сообщил, что в настоящее время также практически разработан стационарный комплекс «Типчак» с использованием одноименного летательного аппарата и БПЛА-07. В процессе разработки находится облегченный вариант с двумя БПЛА, который будет базироваться на российских автомашинах «Тигр» или американских HUMVEE. Стационарный вариант также можно будет использовать на кораблях и катерах.
Отметим, что морская тематика сегодня считается одним из самых перспективных направлений развития БПЛА. Действительно, для решения многих задач беспилотники предпочтительней самолетов и вертолетов. Например, для обследования больших участков водных пространств в ходе поисковых и поисково-спасательных миссий.
Количество вертолетов и самолетов, которые могут разместиться на борту, ограничено физическими размерами самих машин. А БПЛА вследствие их малых размеров можно разместить больше. Это позволяет вести поиск одновременно по множеству направлений, или в одном направлении – с многократным перекрытием обследуемых зон.
Сегодня беспилотники пригодятся для загоризонтного целеуказания береговым и корабельным ракетным и артиллеристскими комплексам, для контроля экономической зоны, в противодиверсионной борьбе, а в перспективе – как противолодочные и ударные комплексы.
К сожалению, представитель КБ не стал раскрывать особенности разрабатываемых комплексов, однако, исходя из известных характеристик российских БПЛА, можно сделать предположения об их возможном техническом облике.
Со стационарными системами для береговых сил флота все более-менее ясно: они предназначены для решения тех же задач, что и их сухопутные варианты. Неподвижные комплексы могут быть размещены в удобных точках близ позиций противокорабельных ракет, с выносом в сторону моря, для увеличения дальности действия. Мобильным комплексам типа «Берег» могут быть приданы ныне существующие комплексы, тем более что в техзадании (ТЗ) на «Берег» создание для него БПЛА артиллеристской разведки и целеуказания предусматривалось с самого начала, однако требования ТЗ в этой части не были выполнены по известным причинам.
Как известно, важным показателем для БПЛА является дальность действия и время патрулирования. Размещение беспилотников на легких кораблях и катерах позволит повысить эти характеристики, отодвинув в море рубежи обнаружения. Действительно, маленькие летательные аппараты, даже несмотря на экономичные двигатели, не могут нести много топлива. Запуск БПЛА с корабля позволяет сэкономить горючее, необходимое для полета от берега до района патрулирования. При этом возвращаться беспилотник будет на наземную базу. Приводнение в данном случае нежелательно из-за трудностей эвакуации аппарата, а места для посадочной площадки на малых кораблях просто нет.
Впрочем, последнее ограничение относится только к БПЛА самолетного типа – беспилотные вертолеты вполне могут возвращаться на вертолетные площадки, которыми оборудовано большинство надводных кораблей I и II рангов: от крейсеров до корветов.
О боевых беспилотниках гадать пока рано. Единственный российский авианосец, «Адмирал Кузнецов», к их применению не приспособлен, хотя при благоприятном развитии событий может стать испытательной площадкой для них. Облик перспективных российских авианесущих кораблей – материя еще более темная, однако, если они состоятся на самом деле, такая возможность наверняка будет учтена.