Об обнаружении подводного клада отрапортовала американская компания Sub Sea Research, специализирующаяся на подводных изысканиях и подъеме из воды ценных останков кораблекрушений. Речь идет об английском транспортном корабле времен Второй мировой войны, который в июне 1942 года был потоплен в 40 милях от берега южноамериканской страны Гайяна немецкой подводной лодкой U-87. Судно шло в США с ценностями, предназначенными для оплаты военной техники, получаемой европейскими союзниками по ленд-лизу.
Глубина в 250 метров – немаленькая. Но они справятся. Поднимали же они советскую подводную лодку К-129 с 5 тыс. метров…
В трюмах транспорта, по утверждениям Sub Sea Research, лежат золото, платина и алмазы, которые должны были поступить в казну США, сообщает Морской Бюллетень – Совфрахт. Судно, название которого, как и точное местоположение, пока не раскрывается (оно проходит под условным именем «Голубой барон»), в свое время вышло из одного из европейских портов и взяло курс на Южную Америку. Оттуда оно направилось с ценным грузом в Нью-Йорк, но в планы вмешались немцы, ведущие в Атлантике подводную войну. Судно затонуло недалеко от южноамериканского берега.
Президент общества «Память Балтики» и один из основателей современной отечественной военной подводной археологии контр-адмирал Константин Шопотов рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, что он не сомневается: американцам хватит и денег, и технических средств, чтобы поднять британское транспортное судно на поверхность.
«Глубина в 250 метров – немаленькая. Но они справятся, – говорит специалист. – Поднимали же они в свое время советскую подводную лодку К-129 с глубины 5 тыс. метров…»
Напомним, эта дизельная ракетная подводная лодка пропала в марте 1968 года. Три месяца СССР проводил невиданную по размаху и секретности операцию по поискам К-129, в которой были задействованы десятки кораблей и самолетов. Но найти ее не удалось. Тогда на ее поиски отправились американцы. Для подъема с огромной глубины, превышающей 5 тыс. метров, была разработана спецоперация. В 1974 году с помощью 5-километровой телескопической трубы с захватом на конце американцам удалось таки вытащить из воды носовую часть подлодки. Операция стоила около полумиллиарда долларов, на кону стоял доступ к советским баллистическим ракетам, шифрам и кодам, оставшимся на подлодке.
В России в последнее время говорят о другом проекте по подъему затонувшего корабля. Как писала газета ВЗГЛЯД, со дна Балтийского моря в 2010 году планируется поднять шхуну «Фрау Мария», затонувшую в конце XVIII века. Она пошла ко дну у берегов современной Финляндии во время шторма. На борту шхуны остались 27 картин выдающихся голландских художников XVI–XVII веков: Хендрика ван Балена, Герарда тер Борха, Яна ван Гоена, Габриеля Метсю, ученика Рембрандта Герарда Доу – фарфор, предметы декоративно-прикладного искусства из бронзы и драгоценные металлы. Все эти ценности Екатерина II закупила для коллекции будущего Эрмитажа в Голландии.
Специалисты оценивают стоимость груза на «Фрау Марии» значительно скромнее, чем ценностей на «Голубом бароне», – примерно в 100 млн евро против 2,6 млрд фунтов стерлингов, однако достать корабль в Балтике гораздо проще – глубина, на которой лежит шхуна с голландскими картинами, не превышает 40 метров против 250 для английского транспорта, тем более что точное местонахождение последнего никому, кроме компании Sub Sea Research, не известно, потому и рассуждать о сокровищах на его борту пока можно только гипотетически.
Заметим, что поднятию со дна моря и «Фрау Марии», и «Голубого барона» препятствует неясный юридический статус находок. Ожидается, что права на ценный груз, обнаруженный на английском транспортном корабле, заявят сразу несколько сторон. Несколько стран уже претендуют и на балтийское сокровище. Это Россия (груз был заказан императрицей и, следовательно, имеет наибольшее отношение именно к современной России), Голландия (которой принадлежал корабль), Швеция (место, где произошло крушение, в XVIII веке входило в ее территориальные воды) и Финляндия (в настоящее время корабль лежит в водах, относящихся к этой стране).
Сергей Кобылянский, генеральный директор «Балтийского морского общества», один из руководителей проекта «Подводное наследие России» и юрист по образованию, объяснил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, что без предварительного изучения вопрос о принадлежности «Голубого барона» и прав на содержимое его трюмов не решить: «У меня нет информации по этому судну, из какой страны оно шло, в какую, кто арендовал его и т. д. Это сложный юридический вопрос. Могу сказать только, что в международном праве имеет большое значение территориальный принцип, то есть вопрос, в чьих водах лежит судно. Права на находку могут заявить и собственник груза, и страховые компании. Пример с «Фрау Мария» показывает, что вопрос с правовым статусом решается не быстро».
«Что касается «Фрау Марии», то ее подъем на поверхность намечался на 2010 год, однако в связи с кризисом сроки могут сместиться, – рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД сотрудник Кронштадтского исторического музея, участник проекта «Подводное наследие России» Владимир Крестьянинов. – Технический проект подъема уже готов. Он пока упирается в финансирование, организационные вопросы и правовой статус. Но все решаемо. Я верю, что всем сторонам спора удастся договориться по поводу юридической принадлежности корабля и груза и они будут подняты», – выразил надежду эксперт.
Крестьянинов напомнил, что скоро в России появится первый музей кораблекрушений. Он откроется в Кронштадте, на базе местного исторического музея. Начало уникальному и единственному в нашей стране музею должна положить специальная выставка, рассказывающая о лежащих на дне Финского залива кораблях, которая откроется ориентировочно в апреле – мае этого года.