На территории столичных парков появились колонии сорняка, прикосновение к которому вызывает сильнейшие ожоги.
Растение или живой организм, произрастающий без всякого контроля, постепенно заполонит все, до чего сможет добраться
Крупное растение на высоком стебле с легко узнаваемым зонтиком уже занимает 260 кв. км, особенно большие плантации наблюдаются в парках «Москворецкий», «Царицыно» и «Битцевский лес», сообщает РИА «Новости» со ссылкой на столичных экологов.
Растение-оккупант под названием «борщевик Сосновского» (Heracleum sosnowskyi) было завезено в Россию с Кавказа после Второй мировой войны с благими целями. Быстрое распространение, устойчивость к жаре и заморозкам делали сорняк чрезвычайно привлекательным кандидатом на роль идеальной кормовой культуры.
Одним из основных его преимуществ, описанных ученым Сосновским, было то, что борщевик увеличивал силосную массу лучше, чем другие дикорастущие растения. Кроме того, в борщевике содержится сырой протеин и другие элементы, которые существенно улучшают вкусовые качества молока.
«Активному внедрению борщевика в сельское хозяйство способствовал профессор Петр Вавилов, который долгое время занимался этим растением в Удмуртии, а затем привез его в столичный регион, – пояснил газете ВЗГЛЯД член-корреспондент Российской академии сельхознаук Анатолий Медведев. – Для кормовой культуры это растение подходит вполне, у него много положительных качеств. Ядовитым оно становится только в период роста, а когда его скашивают и помещают в силосную траншею, животные охотно его едят».
Проблемы же начались из-за обыкновенной небрежности и несоблюдения норм по выращиванию и распространению кормовой культуры. В результате неприхотливый сорняк начал стремительно осваивать новые земли.
«Неосторожное обращение с любым сорняком приводит к печальным последствиям, – уверен Медведев. – Нет ничего удивительного в том, что растение или живой организм, произрастающий без всякого контроля, постепенно заполонит все, до чего сможет добраться. Борщевик – растение очень опасное, но до сих пор ему уделялось очень мало внимания».
Бороться с растением сложно. В дикой природе врагов у него практически нет, поэтому превентивные меры остаются на откуп людям.
«Пока единственным методом борьбы с распространением борщевика является картирование зон его самосева и уничтожение растений до появления семян, – рассказала в интервью газете ВЗГЛЯД главный пресс-секретарь Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Дарья Кудрявцева. – Также эффективно уничтожение растений с выкапыванием и сжиганием корней. На обрабатываемых землях возможно точечное применение гербицидов общего действия. Селективного гербицида на сегодня не существует, однако разработка его ведется во многих научных центрах».
По мнению Анатолия Медведева, для комплексной борьбы с растением необходима специальная программа, созданная на уровне города или областной администрации. При этом на помощь властям стоит привлечь ученых, которые смогут подобрать оптимальный метод борьбы или эффективные ядохимикаты.
Правда, столице такие методы не помогут. Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы запрещают использовать на природных территориях химические препараты, поэтому экологам и работникам заповедных зон приходится вручную в защитных одеждах выкапывать зеленого «Геракла», перерубая его корень на глубине 10–12 см, косить сорняк и собирать его соцветия, сообщает РИА «Новости».
Но необходимы не только превентивные, но и образовательные меры, так как столкновение человека с растением на природе может не только испортить отпуск, но и доставить массу проблем в перспективе.
Во-первых, особенно осторожными надо быть тем, кто предрасположен к аллергическим заболеваниям.
Во-вторых, меры безопасности нужно соблюдать садоводам и любителям ровных газонов, так как наиболее опасные ожоги можно получить при работе с газонокосилкой.
Скашиваемый сорняк разбрызгивает сок, который попадает на кожу, и в таком случае площадь поражения бывает очень обширной. Но самыми частыми жертвами борщевика становятся дети, которые принимают его за то безобидное растение, из которого обычно делают трубочки.
«Такие ожоги бывают второй, максимум третьей степени и представляют собой нечто среднее между химическим ожогом и аллергической реакцией, вызываемой фитоэлементами, которые распространяет растение, – отметил в интервью газете ВЗГЛЯД ведущий научный сотрудник Научно-практического центра термических поражений МЗ РФ Института хирургии им. А.В. Вишневского Михаил Крутиков. – Ожоги заживают самостоятельно, но долго и требуют соответствующего лечения».