Преподаватель одного из педагогических колледжей Санкт-Петербурга, объясняя, что такое контекстуальность в искусстве, говорил: «Если в Эрмитаже в один ряд с Венерой Милосской и Дискоболом поместить унитаз, он тоже станет произведением искусства».
Сантехники изящно напомнили, что Эрмитаж в переводе с французского означает «место для уединения
Хороший пример. Главное, жизненный. В один ряд Венеру и унитазы никто пока не ставил, но в непосредственной близости – уже. Когда б/у сантехника, украшенная цветами и предметами, характеризующими наше время, выставляется во дворе музея, на нее смотрят совсем по-другому. Чем не искусство?
Первопроходцами нового направления стали… сантехники Эрмитажа. Они изящно напомнили, что Эрмитаж в переводе с французского означает «место для уединения».
Первыми (после работников музея) о существовании необычных экспонатов узнали российские блоггеры, они же – посетители Эрмитажа.
«Бродя по помещениям Эрмитажа, через окно мы увидели в одном из дворов музея стоящий посреди газона унитаз, вместо сливного бочка у которого – маленький телевизор. Этот двор, по идее, должен быть виден из окон Рыцарского зала, зала Фламандского искусства на 2-м этаже и зала Геракла на 1-м этаже, но не везде окна доступны», – делится юзер Kleine frau Laura Reder .
«Тоже видел унитаз в одном из двориков Эрмитажа. Мой был чем-то вроде мини-фонтанчика, – отвечает Sazonoview . – В Лувре поди такого нету!»
Поначалу эта переписка показалась корреспонденту газеты ВЗГЛЯД бредом. Но выяснилось, что все – правда. Пользователи даже назвали эти необычные экспонаты «эрмитазами».
Маленький внутренний дворик Эрмитажа, расположенный примерно напротив знаменитых атлантов, но скрытый от глаз прохожих, превратился в своего рода музей под открытым небом, музей сантехники.
Сейчас здесь пять унитазов. На одном сливной бачок заменяет переносной старый телевизор «Юность», в другом с помощью настольной лампы организована декоративная подсветка, на поднятой крышке третьего висит старый радиотелефон, еще из одного бьет фонтан.
Конкурировать по количеству посетителей с основными залами Эрмитажа эта шуточная экспозиция пока не может. Тем более что сюда могут выбраться только сами сотрудники музея. Экскурсии здесь не водят, разве только для фотографов, заблаговременно оформивших запрос.
Один из собирателей коллекции – сантехник Эрмитажа Владимир Рубинс. Второй герой-сантехник – Сергей Мухин. Он рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, что коллекция начала собираться около трех лет назад.
Совершенно спонтанно, без какой-либо задней мысли, без амбиций включить унитазы в основную экспозицию Эрмитажа и сделать их достоянием широкой общественности.
Просто дворик пустовал и мужики – мастера на все руки решили облагородить его доступными для себя средствами. Так, на лужайке появился первый унитаз чехословацкого производства, который прежде служил посетителям музея.
«Потом я для красоты сделал из этого унитаза фонтанчик, – делится Сергей Мухин. – С инженерной точки зрения все очень просто – подвел воду по временному гибкому шлангу, который спрятан в траве. В бачок мы поставили цветы. И стало намного уютнее. В основном, все, что вы видите здесь, сделано двумя людьми. Я отвечаю за фонтан. Володя Рубинс пошел дальше и придумал остальные экспонаты».
По словам сантехников, их идея пришлась по душе и сотрудникам музея. Люди приходят, фотографируются. Руководство тоже не против того, чтобы двор облагораживали таким способом.
«А с чего бы ему плохо относиться? Они же там не безобразничают, не портят ничего, а наоборот – украшают, – удивилась сотрудница Эрмитажа. – Интересный ход придумали, конечно. Такого, наверное, больше нигде нет».
«Ни в одном музее мира, – гордо говорит Сергей Мухин. – Но чтобы серьезно увеличивать коллекцию, что-то еще придумывать… время на это нужно. Мы пока ничего специально не планируем».