Опасения касательно адронного коллайдера сильно преувеличены. Соответствующее заявление сделал научный сотрудник Института теоретической и экспериментальной физики, член-корреспондент РАН Михаил Высоцкий. По его словам, вероятность того, что работа аппарата приведет к необратимым последствиям, очень невысока.
Россия не только выступала наблюдателем в ходе строительства коллайдера, но и вкладывала собственные средства в развитие проекта
«Со Вселенной все будет в порядке. Какой она была до адронного коллайдера, такой она останется и после него. Он ей ничего плохого не сделает», – подчеркнул Михаил Высоцкий в интервью телеканалу будущего поколения Russia.ru.
Напомним, что большой адронный коллайдер (по-английски – LHC, от Large Hadron Collider) разместился на границе Швейцарии и Франции в гигантском тоннеле на глубине ста метров. Устройство представляет собой кольцевой ускоритель заряженных частиц на встречных пучках с кольцом длиной в 26,65 км. Для его создания было использовано 1624 сверхпроводящих магнита, составленных в линию длиной более 22 км.
По замыслу ученых в тот момент, когда коллайдер начнет работать, два пучка частиц будут двигаться в противоположном направлении на огромной скорости. В ряде мест их маршруты пересекутся, что позволит протонам сталкиваться. Последствия столкновения протонов и станут главным предметом изучения. Запуск коллайдера назначен на осень этого года.
«На самом деле подобные эксперименты уже были осуществлены самой природой. Земля существует 4 млрд лет, и все это время на нее идут космические лучи. Это тоже протоны высоких энергий, которые разгоняются во Вселенной. Те частицы, которые достигают Земли, сталкиваются в верхних слоях атмосферы с протонами, и происходят те же самые процессы. При этом энергия, которая выделяется при этом, на порядок больше той энергии, которую выделит коллайдер», – пояснил ученый.
Он также добавил, что не стоит ждать и появления черных дыр, о которых неоднократно заявляли противники коллайдера.
«Эти черные дыры не имеют ничего общего с тем, что происходит в космосе. Вообще существует несколько экзотических теорий по поводу того, что может случиться в коллайдере, но разрушением окружающей среды он в любом случае не грозит», – уточнил Михаил Высоцкий.
По словам ученого, единственное, чего стоит опасаться создателям коллайдера, – это его поломки.
«ЧП возможно, если какой-то пучок высадится на стенку ускорителя. Дело в том, что энергия, которая будет действовать в коллайдере, равна энергии поезда, идущего со скоростью 300 км/час. Если такой пучок врежется в стенку коллайдера, от него ничего не останется. Но в виду того, что коллайдер закрыт и над ним находятся 100 метров земли, на поверхность никакая радиация не выйдет», – отметил член-корреспондент РАН.
Также он рассказал об участии России в этом проекте. По его данным, Россия не только выступала наблюдателем в ходе строительства коллайдера, но и вкладывала собственные средства в развитие проекта. Из 10 млрд долларов, в которые он обошелся, десятки миллионов долларов были вложены российским правительством. Кроме того, на ускорителе работают сотни российских физиков. А один из четырех экспериментов на коллайдере будет осуществляться под руководством сотрудника Института теоретической и экспериментальной физики Андрея Голубкина.
«На степень участия отечественной науки в эксперименте указывает хотя бы тот факт, что само слово «адрон», от которого и происходит «адронный коллайдер», было введено Львом Борисевичем Окунем, который также работает в нашем институте», – поделился Михаил Высоцкий. При этом он не исключил того, что следующий, более мощный коллайдер может быть построен в России.