Акции протеста начались еще в апреле, когда проводились пробные ЕГЭ. Весной в ряде регионов родители стали собирать подписи за отмену единого госэкзамена. Подписывать обращения стали и сами ученики, а также студенты, учителя школ и вузов, даже пенсионеры.
Ученик получил двойку по математике, потому что компьютер вместо цифры 7 посчитал цифру 1
Президент Фонда образования Сергей Комков и вовсе называет ЕГЭ «Чернобылем в образовании». Первая пачка с подписями в знак протеста против новой экзаменационной системы ему пришла из Санкт-Петербурга. По его словам, сейчас такие подписи собирают в трети российских регионов.
«Акция протеста принимает массовый характер, – заявил он в интервью газете ВЗГЛЯД, – несмотря на то, что достаточно обращения в суд одного гражданина. В суде готовы выступить уже 20 родителей московских учеников».
По словам Сергея Комкова, в этом году было подано 20 тыс. апелляций, 3 тыс. из них – в Москве. Из 20 тыс. удовлетворили только 7,5 тыс. жалоб. Если учесть, что в этом году единый госэкзамен сдавали более 97 тыс. российских школьников, получится, что апеллировал каждый пятый выпускник.
По предварительным данным, озвученным Рособрнадзором, двойку по литературе получили 25,3% учеников, математику завалили 23,5%, немецкий язык – 13,4%, химию – 11,6%, информатику – 11,4%, историю – 10%. Впрочем, глава Рособрнадзора Любовь Глебова считает, что «ЕГЭ как инструмент объективной оценки качества знаний выпускников состоялся».
Но сложно его признают даже чиновники. Накануне вице-спикер Госдумы от «Единой России» Надежда Герасимова заявила, что для нее лично единый госэкзамен – из области невозможного. «Я бы не сдала ЕГЭ», – уверена она.
А Сергей Комков категорически не согласен с «объективностью» оценок. «Вот, к примеру, одно из обращений, – рассказывает он. – Мальчик учится в математической гимназии, грезит информатикой и компьютером, который его и подвел. Ученик получил двойку по математике, потому что компьютер вместо цифры 7 посчитал цифру 1». На этом злоключения юного математика не закончились. Его родители подали апелляцию, а председателем окружной апелляционной комиссии оказалась школьная учительница, которая была уволена из той самой математической гимназии за профнепригодность.
«Если бы парень сдавал экзамен в традиционной форме, он сдал бы его на отлично», – уверяет Сергей Комков.
Несмотря на то что до 2009 года участие в ЕГЭ не является обязательным, согласия школьников и их родителей на участие в эксперименте никто не спрашивал. «Таким образом, проведение экспериментального ЕГЭ нарушает п. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации, в котором говорится, что «никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам», – отмечает Сергей Комков.
Впрочем, отличникам волноваться не стоит. Если Конституционный суд вынесет положительное решение в пользу недовольных родителей, то результаты ЕГЭ аннулируют только у двоечников – они будут вправе подавать иски о возмещении морального ущерба и получат альтернативную возможность поступления в вузы.