Крупнейшие мировые аукционные дома по воле случая оказались вовлеченными в скандальные истории. Первый казус произошел в преддверии торгов, проводимых аукционным домом Sotheby's 10 июня 2008 года, сообщает «Интерфакс».
Картина «Вид Кремля» не моя, она ужасна и компрометирует меня как художника. Да на Арбате рисуют лучше, чем эти поддельщики
Сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура) обнаружили в каталоге британского аукционного дома лот, проходящий под названием «Вид на Кремль», который приписывается кисти Ильи Глазунова.
Предварительно лот оценивался в 8–12 тыс. фунтов стерлингов (16–24 тыс. долларов). Нынешний владелец картины приобрел ее в Западном Берлине в начале 1980-х годов как часть декоративного оформления выставки, посвященной русской культуре, сообщает BBC со ссылкой на представителей Sotheby's.
Выставка проходила в марте – апреле 1979 года в художественном отделе торгового центра KDW (Kaufhaus des Westens), и, согласно официальному заявлению аукционного дома, российский художник присутствовал на ней в качестве гостя.
«По нашей информации, Илья Глазунов был приглашен в качестве участника и гостя этого мероприятия и присутствовал на нем в течение всего времени его проведения. После окончания выставки панно «Вид Кремля» находилось в магазине несколько лет, после чего его приобрел нынешний владелец, работавший менеджеров в магазине в 1980-х годах», – заявил генеральный директор «Сотбис Россия и СНГ» Михаил Каменский.
Однако сам мастер от авторства картины категорически отказывается.
«Картина «Вид Кремля» не моя, она ужасна и компрометирует меня как художника. Я буду требовать от Sotheby‘s снять эту халтуру с торгов. Да на Арбате рисуют лучше, чем эти поддельщики», – заявил Глазунов, слова которого приводит РИА «Новости».
По мнению художника, странным является то, что небольшие работы, проданные почти 20 лет назад, «были оценены высоко, а за это большое полотно хотят мало денег».
Впрочем, некоторые эксперты полагают, что возмущение Глазунова вызвано главным образом не «подделкой», а невысоким эстимейтом «Вида Кремля».
На это Глазунов ответил следующее: «Те, кто так думают, – просто идиоты. Честь художника и гражданина выше, чем меркантильные соображения» – и пригрозил обратиться в Интерпол.
В Россвязьохранкультуре позицию художника поддержали и обратились в Sotheby‘s с просьбой изъять картину. Однако британский аукционный дом продолжает настаивать на первоначальном мнении.
Примечательно, что за последние три года на мировые торги была выставлена 51 работа Ильи Глазунова. Из них 35% были сняты как невостребованные, а самая высокая продажа на аукционе составила 48 тыс. долларов, сообщает информационный ресурс Artnet.
Мониторинг аукционных каталогов привел к еще одному интересному случаю. В четверг, 29 мая, представители Россвязьохранкультуры обратились в аукционный дом Christie’s после того, как в каталоге дома под названием «Иконы и артефакты православного мира» был обнаружен лот № 161 – икона XIX века «Освобождение Москвы Великим князем Иваном III Васильевичем и Крестный ход с иконой Богоматери Владимирской», которая еще в 1944 году была украдена из Государственного музея-заповедника «Коломенское».
Оценочная стоимость картины, указанная в каталоге, составляла от 49,5 до 69,3 тыс. долларов.
В результате сотрудники Россвязьохранкультуры попросили аукционный дом снять произведение православного церковного искусства с аукциона. По словам представителя российского офиса Christie’s, просьба ведомства была выполнена «до выяснения обстоятельств».
«Аукционный дом Christie’s активно сотрудничает с Россвязьохранкультурой по данному вопросу», – приводит его слова РИА «Новости».
Он также пояснил, что предоставление каталогов в Россвязьохранкультуру по тем или иным произведениям искусства, имеющим отношение к России, является обычной практикой в работе аукциона, позволяющей отслеживать потерянные или украденные предметы.
Между тем сотрудники российского культурного ведомства обратились в Следственный комитет при МВД РФ с просьбой возобновить уголовное дело по факту кражи «по вновь открывшимся обстоятельствам». Кроме того, в 1995 году икона была объявлена в международный розыск и занесена в базу Интерпола.
«Теперь нам предстоит решить вопрос с владельцем, который является европейцем, выяснить, согласен ли он вернуть икону в Россию», – цитирует заместителя руководителя Россвязьохранкультуры Анатолия Вилкова, «Интерфакс».
По словам чиновника, сейчас его ведомство считает владельца добросовестным приобретателем и попытается решить вопрос во внесудебном порядке.
«Мы понимаем, что очень сложно отследить все. В рамках нашей совместной работы с Christie‘s это не первое выявление», – подчеркнул он.