«Я ехала в Москву из Орехова-Зуева в 6.35. Мне удалось добраться на экспрессе повышенной комфортности, где нет сидячих мест.
Мы провели стачку на Горьковском и Ярославском направлениях, поскольку они наиболее загружены, и это позволило привлечь внимание
Этот экспресс был единственным, который пустили с утра. Если бы отменили и его, то возможность попасть в Москву появилась бы не раньше полудня. Вагоны были до отказа забиты пассажирами не пришедших электричек. До собственного, заранее оплаченного места пришлось идти буквально по головам. В вагоне даже говорили что-то о ребенке, которому стало плохо в толпе, и его вынесли на улицу.
По мере приближения к Москве число людей, стоящих на станциях, увеличивалось. Видимо, они надеялись дождаться следующих поездов, потому что в наш было уже не влезть», – так описала события, сопутствовавшие забастовке сотрудников Московской железной дороги утром 28 апреля, в интервью газете ВЗГЛЯД пассажирка Юлия Калмахелидзе.
По официальным данным РЖД, вести электропоезда без предварительного уведомления отказались сразу 14 локомотивных бригад.
К 8.30 на Ярославском направлении было задержано шесть пригородных электропоездов, отправляющихся из Москвы, и три – в Москву, а на Горьковском направлении – десять электропоездов, отправляющихся в Москву, и семь – из Москвы. В связи с этим сегодня утром на работу опоздали тысячи жителей Подмосковья.
В блогах стачка московских железнодорожников стала одной из самых обсуждаемых тем. При этом многоголосицы мнений по поводу происшедшего на этот раз у пользователей Интернета не возникло. Большинство из них резко осудило действия бастующих. На сторону РЖД практически никто не встал.
Как удалось выяснить корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, акция протеста готовилась членами Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ) заранее, и место для ее проведения было выбрано неслучайно.
«В забастовке приняли участие два локомотивных депо, в которых работает больше всего членов нашего профсоюза. Мы намеренно решили провести стачку на Горьковском и Ярославском направлениях, поскольку они наиболее загружены, и это быстрее всего позволило привлечь внимание к нашим проблемам», – рассказал председатель РПЛБЖ Евгений Куликов.
Противостояние между профсоюзом и руководством РЖД продолжается уже не первый год. Это связано с тем, что члены профсоюза требуют улучшения рабочих условий и заработной платы, в то время как компания не всегда согласна с ними в их требованиях.
«С каждым годом число сверхурочных часов у рядовых сотрудников железной дороги увеличивается. Однако в РЖД вуалируют этот факт и официально не признают сверхурочной работу в выходные. Сегодня сотрудники депо «Сортировочная» в знак поддержки забастовки написали заявления, что до начала следующего месяца на работу выходить не будут. Они уже выработали свою месячную норму к 28 апреля. А в регионах ситуация обстоит только хуже. В крупных грузовых депо каждый сотрудник вынужден работать за двоих», – заявил Евгений Куликов.
Забастовка была объявлена однодневной. Бастующие выступили с требованиями повысить оплату труда до уровня персональных окладов (что составит примерно 60 тыс. рублей), провести всем работникам Московской железной дороги выплату вознаграждения за выслугу лет, которой они были лишены с 1 апреля 2007 года, и прекратить дискриминацию работников по принципу принадлежности к профсоюзу.
«Начальники депо вызывают к себе работников и угрожают им, что, если те не выйдут из РПЛБЖ, им не повысят класс квалификации, лишат премии, не возьмут ребенка в детсад. Иногородних работников выселяют из общежитий. В связи с этим только за последний год наш профсоюз были вынуждены покинуть 500 человек», – подчеркнул Куликов
От ответа на вопрос, будут ли удовлетворены требования забастовщиков, в РЖД пока уклоняются. Как сообщил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД руководитель пресс-службы РЖД Дмитрий Перцев, отношения компании с профсоюзом действительно сложно назвать ровными. В первую очередь – из-за радикальных способов борьбы, к которым прибегают члены РПЛБЖ.
В официальном заявлении на сайте компании говорится, что согласно ст. 26 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и ст. 17 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте» такие акции протеста являются незаконными.
Кроме этого, 23 ноября 2007 года Московский городской суд уже удовлетворял иск ОАО «РЖД» о признании незаконной забастовки, назначенной на 28 ноября 2007 года РПЛБЖ.
«В нашей компании работает миллион сотрудников, и большинство из них состоят в Российском профсоюзе железнодорожников и транспортных строителей. А Российский профсоюз локомотивных бригад железнодорожников, по нашим данным, насчитывает около тысячи человек. В связи с этим возникает вопрос, можно ли воспринимать эту организацию всерьез, – отметил Дмитрий Перцев. – Компания всегда пытается найти общий язык с сотрудниками и удовлетворить их потребности. Что же касается законности действий РПЛБЖ, то в данный момент их оценивают наши юристы».
Озвучить точную сумму ущерба от понедельничной стачки в РЖД затруднились, но подтвердили, что убытки компания понесла. На Ярославское и Горьковское направления были вызваны дополнительные локомотивные бригады, которые смогли восстановить движение поездов лишь к середине дня.
Примерно тогда же стало известно о том, что заместителем председателя профсоюза Сергеем Ливневым заинтересовались правоохранительные органы. Ему была вручена повестка явиться в дежурную часть Московско-Курского ЛОВД по факту прошедшей стачки. Сообщить какие-либо подробности по этому поводу газете ВЗГЛЯД в УВД на железнодорожном транспорте отказались. По словам сотрудников пресс-службы, комментировать это до того, как допрос будет закончен, преждевременно.
Кроме Сергея Ливнева сотрудники охраны правопорядка задержали также председателя профкома депо «Пушкино» Николая Павлова. В его отношении был составлен протокол об административном правонарушении, после чего Павлов был доставлен в мировой суд.
Однако судьи отложили рассмотрение дела до завтра, и Павлов был отпущен на свободу.
29 апреля руководителям РПЛБЖ было предписано явиться в Межрегиональную транспортную прокуратуру. Как заявляют члены профсоюза, предстоящее общение с прокурорами их не пугает. Они убеждены, что правда – за ними.
«Мы поднимаем эти вопросы уже не первый год. Последняя большая забастовка, которую мы проводили, пришлась на 2002 год. После нее зарплаты выросли. Это произошло за счет введения в Москве региональной надбавки. Благодаря ей зарплата у машинистов поднялась с 20 до 24 тыс. рублей.
Кроме того, в 2006–2007 годах мы одержали несколько побед в судах по отмене нормативных актов. В частности, нам удалось аннулировать «Приказ о режиме труда и отдыха для сотрудников локомотивных бригад». Так что суды нас не пугают», – резюмировал председатель Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников Евгений Куликов.
При этом он не исключил возможности новых, более радикальных акций протеста.