Девочки и мальчики используют различные области мозга в процессе общения и образования. К такому выводу пришли одновременно ученые из Северо-Западного университета и Университета Хайфы, пишет американский портал Science Daily со ссылкой на научно-популярное издание Neuropsychologia.
Мужчины более «примитивны» – для успешного выживания им требовалось реагировать не на абстракции, а на реальные угрозы
Ученые наблюдали за группой из 62 детей в возрасте от 9 до 15 лет, в которую входило по 31 представителю каждого пола, используя методику магнитно-резонансной томографии.
Испытуемым предлагалось выполнить языковые упражнения, связанные с визуальными и аудиальными сенсорными модальностями. В одном случае слова были написаны на доске и дети должны были произносить их вслух, в другом слова произносил преподаватель.
Оказалось, что для выполнения различных языковых задач девочки активнее, чем мальчики, пользуются теми областями мозга, которые отвечают за языковые процессы. Иными словами, мозг представительниц слабого пола более активен как во время произнесения слов, так и в процессе восприятия информации, передаваемой им в устной форме.
Оказалось, что качество умственной работы мальчиков зависит от того, насколько в процессе восприятия задействованы визуальные или аудиальные области мозга.
«Результаты наших исследований говорят о том, что в ходе языковых процессов мальчики пользуются сенсорными механизмами, а девочки предпочитают абстрактный способ мышления», – цитирует издание научного сотрудника департамента наук в области связи Северо-Западного университета Дугласа Бирманца.
По его мнению, такие особенности юношей могут быть связаны с тем, что в их системе восприятия существует некий «критический параметр», или барьер, который удерживает визуальную или аудиальную информацию, препятствуя ее проникновению в те области мозга, которые отвечают за языковые процессы. Если это действительно так, то разница в восприятии объясняется разницей в скорости развития обоих полов, которая стирается с возрастом.
Авторы исследования предполагают, что подобные различия между полами имеют эволюционные причины. В этом плане мужчины более «примитивны» – для успешного выживания им требовалось реагировать не на абстракции, а на реальные угрозы – например, звуки, свидетельствующие о приближении хищников.
Что касается системы женского восприятия информации, то она до сих пор остается для ученых загадкой. Тем не менее результаты экспериментов наконец смогли объяснить ученым, почему представительницы прекрасного пола пользуются абстрактными категориями, когда пытаются рассказать маршрут до магазина или описать какие-то предметы.
Например, для женщин недостаточно того факта, что поворот на нужную улицу будет через 500 метров, им гораздо проще, если проводник укажет на стоящий рядом цветочный киоск или другие опознавательные знаки. Мужчинам же требуется только одна существенная реплика, тогда как дополнительная информация может ввести их в ступор.
Как пояснил газете ВЗГЛЯД кандидат психологических наук, руководитель психолого-логопедической службы Ломоносовской школы Ольга Хулаева, более высокие коммутативные способности женщин обусловлены физиологией и культурным стереотипом, который меняется с развитием социума.
«Именно поэтому женский пол намного легче переживает возрастные кризисные ситуации», - пояснила она.
Эксперты предположили, что, с учетом сенсорных особенностей сильного пола, знания мальчиков стоит оценивать двумя взаимосвязанными способами, где усвоение информации, полученной в ходе лекций, тестируется в устной форме, а результаты самостоятельной работы с письменными источниками проходят письменный контроль. Для девочек, чьи языковые подходы более абстрактны, такое разделение не имеет смысла.
Кроме того, новые данные смогут внести весомый вклад в образовательные процессы, а также оказать немалую поддержку сторонникам однополого обучения.
Но по мнению российских психологов, половые особенности не являются весомой причиной для раздельных классов, так как различий в системах восприятия с возрастом становится все меньше.
«Сейчас проводится множество исследований, которые доказывают, что мужчины воспринимают мир через ощущения, – рассказала газете ВЗГЛЯД руководитель психологической службы частной школы «Самсон» Светлана Архипова. – Однако, когда мы проводим подобные тесты в школах, выясняется, что представителей визуального, аудиального и кинестетического типа восприятия много как среди мальчиков, так и среди девочек».
Четвертый, дигитальный канал восприятия, который соответствует схематическому, логическому началу, по словам психолога, развивается у детей в процессе социализации. Поэтому то, какой процесс общения с миром выберет ребенок, зависит от мастерства его учителей.
«Если преподаватель умеет грамотно совмещать все сенсорные модальности, у ребят обоих полов не будет проблем с обучением, – уверена Архипова. – Так что данные исследования едва ли смогут внести вклад в дискуссию о раздельном обучении, которое связано вовсе не с каналами восприятия, а скорее с особенностями психики, воспитания, семьи, полового развития и с тем, к какому будущему мы готовим наших детей».
Кроме того, по мнению госпожи Хулаевой, однополое обучение не будет развивать у мальчиков коммуникационных возможностей, у девочек усилит роль сдерживающих факторов.