Задержание корабля «Капитан Наумов» было произведено накануне вечером, 29 марта, близ Лофотенских островов, сообщает агентство ИТАР-ТАСС.
Вина судна состоит в том, что экипаж российского рыболовецкого траулера не уведомил местные власти об улове
По версии норвежской береговой охраны, вина судна состоит в том, что экипаж российского рыболовецкого траулера не уведомил местные власти об улове.
В настоящий момент российский траулер следует в порт города Буде для дальнейших разбирательств на смену российскому судну «Коралнес», задержанному по аналогичному делу в ночь с 23 на 24 марта.
По сообщению «Интерфакса», когда судно было обнаружено местной береговой охраной, «Коралнес» вел промысел в норвежской экономической зоне в районе Рестбанкен. К тому моменту он успел выловить 48,5 тыс. тонн рыбы, среди которых было 33 тонны трески.
Деятельность экипажа судна вызвала подозрения у норвежцев. Они посчитали, что траулер мог не сообщить местным властям о начале ведения промысла. В итоге судно было препровождено в порт Буде для выяснения обстоятельств.
В то же время, по данным Владимира Тафтина, гендиректора ЗАО «Севрыбком-1» , являющегося судовладельцем траулера, судно пришло в порт Буде «своим ходом на выгрузку, где и выяснилось, что капитан своевременно не известил норвежскую сторону о завершении промысла».
«По норвежским правилам капитан после завершения промысла должен был сообщить об этом норвежским властям, но по каким-то причинам не сделал этого», – заметил Тафтин, слова которого приводит РИА «Новости».
По решению норвежской стороны на судно был наложен штраф в размере 10 тыс. норвежских крон на капитана судна и 490 тыс. на судовладельца. Как пояснил пресс-атташе российского посольства в Норвегии Евгений Колесников, российская сторона не опротестовывала действия норвежских властей.
«Капитан и судовладелец согласились с этим решением», – приводит слова дипломата агентство.
В результате 25 марта после внесения банковской гарантии российский рыболовецкий траулер был отпущен.
Впрочем, норвежские власти регулярно предъявляют претензии к российским судам по нарушению правил рыболовства.
Так, 5 января 2008 года в Баренцевом море было задержано российское рыболовное судно, приписанное к порту Калининград. Как утверждает норвежская береговая охрана, это произошло в спорной «серой зоне». Со своей стороны, капитан судна Андрей Салмин заявил, что корабль был остановлен в российских экономических водах.
По данным норвежской стороны, «Hеманский» находился в порту Киркенеса с конца декабря и выход в море ему был запрещен из-за того, что в официальной документации была неясность относительно того, какому государству принадлежит судно. Но, несмотря на запрет, поздно ночью 31 декабря траулер, погасив огни, покинул порт Киркенеса.
В результате норвежские власти решили, что судно будет продано на аукционе из-за невыплаты штрафа по содержанию судна на территории порта Вадсё, передавало РИА «Новости».
Еще один инцидент произошел в конце ноября 2007 года: служба береговой охраны в Норвегии арестовала российский траулер «Тында» в пределах норвежской экономической зоны, после чего российское судно под конвоем бы препровождено в порт города Тромсе для дальнейших разбирательств.
Самым известным делом о «рыбном рабстве» стал случай с российским траулером «Электрон» . Тогда, в октябре 2005 года, недалеко от Шпицбергена норвежская береговая охрана «за грубое нарушение правил рыболовства» попыталась задержать очередное российское судно, капитан которого фактически взял в заложники двух норвежских инспекторов, уйдя с ними после пятидневной погони в территориальные воды России.
Против капитана судна Валерия Яранцева было возбуждено уголовное дело, прекращенное, однако, в феврале 2007 года в связи с тем, что в России уже проходит судебное разбирательство по этому вопросу.
В то же время, как сообщил представитель норвежской полиции Уле Саверюд, правоохранительные органы Норвегии не намерены были отказываться от планов привлечь к суду владельца траулера «Электрон».
Этот инцидент впервые привлек столь широкое внимание общественности к противоречиям между Россией и Норвегией в вопросе о способах добычи рыбы в западных районах Баренцева моря.